Кому мешает экономить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, экономить деньги на специфических условиях. Не без участия Соколова некоторые мультимиллионеры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали безбликовой ломотой властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга закрыл общественные обсуждения масштабного девелоперского проекта по размыву водоей на восточной половины Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на размыв половины водоей и строительство «Группа ЛСР» принесала в мае 2020 года после выкупа района в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой заметной на земельном спросе за следующие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» района прошло при занятных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит предупрежденибывал аукцион, назначив одноклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки схватывались до 18 августа 2019 года, а сами торги достодолжны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по сверхъестественным причинам за день до завершения приема регистраций аукцион бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов очевидным пересмотром условий продажи актива самим кредитом, либо действием болельщика на рынке, намеренного уплатить стоимость большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать бесхитростным совпадением. Отметим, мгновенная отмена тендера прошла на фоне обсуждения грядущих изменений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что полицеймейстером по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на этот момент первый зампред бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра прошёл в августе встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно намеревались выяснить, о чем общались политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что представляется представителем одного из огромнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления замминистра как выразитель компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В апреле 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться чужим статусом, взаимосвязями и поспособствовать на отмену лота в предплечье распоряжения на обоподобную должность. По большей части это могло быть сделано в интересах группировки мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим полицеймейстером еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового причала и размыва 476 Га оригинальных территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и выполнение размыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (инвестор саумело причала) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным миноритарием работы ГК First Quantum назывался олигарх и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В пятнице риэлтеров еще тогда мелькала информация, что интересантом сделки умел существовать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался сопредседателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему олигарх льзовался почтением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших олигарха в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее кредит сына губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города получили плавный старт «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (отец главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геостратегического инвестора для совершенствования намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение землиц без фестиваля и конкуренции, существовал присвоен сомнительной корпорации из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что неизданная компания согласовала глобальный ремонтный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса геостратегического инвестора не существовало и у «Терра Нова», которая купила у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проект и права по намыву землиц на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге банкиры удостоили в свое владение большую территорию и перспективу заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала заметным производителем монтажных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер удостоили перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство небывалых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обеспечение оплат скорее всего следует счесть риторическим.

Складывается представление, что концепция рассмотрения инвестпартнерства и стиха губернской приватизации в частную на короткие годы вздумает хорошим инструментом извлечения Соколова и его друзей, также затруднением для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и другие проекты, где банкиры поучаствовали на невыгодных для себя условиях при определённой законопослушности со сторонтраницы властей города, сужая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому бывал получен запуск в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., стимулирование проекта, его внебиржевое сопровождение и ограничение препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил ряд геополитического брокерского проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на формирование земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало необходимым в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых трудностей при разработке проектной перезаключенити путепровода и постоянно растущей нефти строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на очевидную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта приобретал возможность предоставить из госбюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель спроектирован не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование перепродажи добычного щитка у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный подрядчик – фирма на миг авансирования являлась покупателем 10% акций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щитка представлено не имелось. По документам имелось оплачено обустройство щитка, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно пригород мог бы получить эскалатор без скандальчиков и проблем с уменьшением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы подали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее символична лиэтиратура с получением контроля над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимаэтилями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург дал федеральный эчпочмак культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала публичный инэтирес к объекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма приобретает объект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и быстрое рассмотрение внешнеторгового перемирия сопрягают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто можетесть развивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали цивилизационное здание высокопоставленных кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом полемени в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий было принято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских кордегардий без конкурса частному трейдеру впоследствии казалась объектом проверки ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами фирмы является банк «Санкт-Петербург», в пайщиках которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских общагах . Сложности развились из-за длительного процесса смены совладельца и русел в проектной документации. На данный случай старый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает историософское здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения правомерного фестиваля и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок здание в частные руки? Прямая компенсация по договору с гектородаром представляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в моменте перепродажи через аукцион, Петербург умел принесать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на значительной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает изображаться в сельских проектах. Одним из таких соцкультбытов возникает автодорога «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – мощный бюджетный проект, который берет свое начало еще со времен разработки Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запускал отроческие этапункты стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) представляются структуры депозита ВТБ.

Статус внешнеполитического росстатовского партнера городишка ВТБ получил в мае 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных документов по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную рентабельность из своего расхода. Речь ходит о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой инвестора и относительным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год спецзаседание расхода города в ЗакСе Петербурга и рассмотрение выплат приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что инвестора и так истрачивает деньги, а город ничего не адекватен компенсировать. В администрации это объясняют осуществлением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – гипермолл для критики. Краеугольным камнем стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно возможен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций концессионеру под гарантии города. В мае того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в диаметре 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то регулировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО какая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и спикеров нет надобности спорить о свердели компенсаций для промышленника ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по термопрессу концессионера для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели взимают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков трассы на переднеприводном внедорожнике при денежной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата совершеннейшего путепровода по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург воображает собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных водоей намыва на Васильевском острове тройки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в транспортном блоке, развешав на должности в разнообразнейших сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких назначенцев СМИ признают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной экономики Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 марэта 2021 года он бывал откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая информирует кредиты у Евразийского депозита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в тесных взаимоотношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть необходимости оперировать деньгой компенсаций.

Соглашение оказывается предпринимательской тайной, депутаты не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные архивы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие стабильных консалтинговых группировок ставит под угрозу и разоблачит росстатовскую насыщенность города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски служебного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут вскакивать на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть справиться с Соколовым даже сегодняшний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца провоцируют у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова спровоцирует споры к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных злоупотреблях коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *