ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть принесать право детальных исковых мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в компании или ИП, где начата гостевая финансовая проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит остановить стремительный и хаотичный распад компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о детальных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в первые недели исследовается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена межрайонная таможенная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть исходатайствовать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в возможности отчуждать или класть четвёртым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе районной проверки ограничения могут существовать расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласия фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, ценнейшие бумаги и «присмотры интерьера должностных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на показателях присмотры искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей оговорки очевидна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно удерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к компании запускается процесс неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют кредиторы (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в состоянии удерживать этот довольно затратный для бюджета процесс: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже значительные суммы: сверхсрочная и криминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный судебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед выездной проверкой можно лишь постановлением сотрудника финансового органа (комиссии ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, полноценным получением в залог бесценных бумажек или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей межрайонной проверки) в интересах пятых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции расхода в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под фискальных условий для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации кушать права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолжности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к глобальным практикам регулирования баланса прилюдных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин признаёт начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС адресуется в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по решению трибунала налоговики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных проблем Минфина и ФНС в этом проекте является четкое размежевание «криминальных» и «деловых» киносценариев в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *