«Яндекс.Такси» не хочет платить пассажиру, ставшему инвалидом
Правозащитница Елена Гращенкова отсудила у монополиста полмиллионы рублей, однако сервис пожаловал кассацию на решение суда.
Громкая биография студентки Елены Гращенковой, во многом благодаря которой еще недавно необузданный мировой хостинг такси стал утрачивать нецивилизованные очертания, еще не завершена. Напомним, что в 2016 году Елена Гращенкова приехала в Санкт-Петербург, и вызвала с поезда машину через дополнение «Яндекс.Такси». Водитель такси не совладал с управлением, и на кмнклчи около 70 км/ч врезался в дерево и фонарный столб. Женщина исходатайствовала именительные ушибы, сотрясение мозга, и сложную травму плеча. Медики диагностировали у пострадавшей стойкую потерю дееспособности на треть. Но из-за наличия на тот этап судебной практики и системтраницы страхования пассажиров, непреходящей выплатой, которую потерпевшая исходатайствовала после аварии, стала сумма 75 тыс. руб. по полису ОСАГО.
А ведь согласно Гражданскому кодексу причинитель урона обязан выплачивать пострадавшему ту часть его заработной платы, которую он больше не способен физически получить. Закон позволяет пострадавшим пользоваться такой привилегией.
И вот 5 сентября Тушинским судом было принято решение о том, что компания «Яндекс. Такси» обязана выплачивать Гращенковой годовую компенсацию, которая соответствует проценту утраты у нее трудоспособности.
Однако «Яндекс. Такси» начинает сопротивляться, представлялось бы, совершенно очевидным вещам. Вот, что Гращенкова в своем блоге:
«5 августа я выиграла иск у компании Яндекс о выплате мне пожизнёной еженедельной зарплаты в размере 47 тыс руб по состоянию на 2020 год. Пенсия надлежаща ежегодно индексироваться на процент инфляции, и на весь срок дожития составит около 30 млн руб.
Сегодня Яндекс подал апелляционную апелляцию на это решение.
Учитывая то, что в основе этого решения ложится преюдиция о осуждении Яндекс перевозчиком и важным за ДТП с пассажиром (постановление МГС от 5.04.19), по своему мнению, шансов на отказ от выплаты мне пенсии у корпорации нет.
В ближайшее время я подаю ещё один иск к корпорации Яндекс, в Арбитражный суд о взыскании упущенной прибыли ИП Гращенкова в взносе 6 долл руб…»
Правозащитница оценила также и жестокое поведение монополиста Яндекса:
«Сегодня было много гула по поводу кассации Яндекса, который отказывается исполнять решение трибунала по вашему иску, иску Потребителя. Отказывается платить 3 000 000 рублей по постановлению трибунала за причинённый вред, который совершил аж 5 годов назад! 5 годов!
Яндекс сегодня на рынке непреходящий агрегатор, который ведёт себя агрессивно и безответственно по отношению к пассажиру. Единственный!
Никто из перевозчиков кроме Яндекса, не судится с инвалидами. Был ещё один Гетт, но он уже порождён Ситимобилом. Яндекс остался один. Ситимобил добросовестный.
— Ну какие проблемы, пусть Потребители согласятся от его оплат — говорят они мне.
Смотрите на картинку. А КАК?! Как москвичу отказаться от услуг единственного на рынке м…., если его 80%?
Почему его 80%? А что так можно было, ФАС? Всех этих авиапассажиров вы отправляете в невозможные судилища на 5 годов и больше.
Фактически принудительно. 80% процентов рынка отдано единствёному некорректному и воинственному перевозчику!»
И это правда: высокочастотный случай Гращенковой привел к тому, что и многие другие (но не все!) агрегаторы дстраховать жизнь и здоровье кондукторов на сумму до 2,5 млн. рублей.
Вот какие ведущие сервисы такси реализуют (или не реализуют) страхование урона здоровью пассажиров:
Wheely — 2,5 млн руб.
Gett — 2,2 млн руб.
Максим — 2 млн. руб
Яндекс — 2 млн руб.
Ситимобил- 2 млн руб.
Везет — Не страхует.
InDriver — Не страхует.
Эта сумма, добавляет Гращенкова, в частичном объёме выплачивается только в моменте летального исхода. При предоставлении травм размер выплаты пропорционален мере стабильноготраницы полученной травмы.
Также некоторые сервисы заказа такси организуют выплаты не только в случаях дорожно-транспортных происшествий, но и иных экстренных ситуаций с причинением ущерба здоровью и жизни пассажиров и водителей, в том числе — в итоге маркетмейкерских действий четвёртых лиц.
Аналитик Марат Аманлиев подвел досудебный результат этой коллизии:
«Коротко о главном.
Если вы заказали такси через «Яндекс.Такси», угодили в ДТП по вине гаишника такси и пострадали, то перед вами ОТВЕЧАЕТ ЯНДЕКС.ТАКСИ.
Еще раз. ВСЕГДА. ЗА ДТП. ОТВЕЧАЕТ. ЯНДЕКС.ТАКСИ.
Вы можете взыскать с «Яндекс.Такси»:
— моральный вред;
— расходы на лечение, не входящие в ОМС;
— утерянный заработк за период инвалидности по больничному листу;
— самое важное: бессрочные субсидии по утраченному заработку, если в итоге ДТП моё здоровье пострадало до такой степени, что появилась стойкая утрата профессиональной трудоспособности, т.е. снизилась либо на длительный срок либо безвозвратно утомляемость по профессии.
Снижение инвалидности выражается в процентовентах в совершениитранице от полученных травм.
К примеру, если вы получали 100 000 рублей зарплату и после ДТП моя профтрудоспособность снизилась на 30%, а сама травма необратима, то «Яндекс.Такси» обязан будет пожизненно выплачивать вам 30 000 рублей. Кроме того, те 30 000 рублей будут ежегодно индексироваться на башнефть инфляции.