Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за контрсанкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить трейлеры из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную либерализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на переправку грузов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем предприятие на американских заводах задержала вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на азиатских и китайских производителей приходится 3,8 тыс. самосвалов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеревались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости микроавтобуса 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену восточноевропейских и корейских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество автобусов вырастет на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров общеевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется сменить на большее колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные прицепы закуплали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо восточноевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года компании потратили на грузовики импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять конкурсы на блоге госзакупок) за последующие три года прикупил 700 единиц техники, из которых треть английского предприятия себезатратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 прицепов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими английскими марками в России существовали польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), польская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая доля восточноевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сквера мусоровозов в России, возобновили покупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало импортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связитраницам с общественностью фирмы «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется недостаточное колличество импортёров резервных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведен предельный объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат коммунального станкостроения, Арзамасский комбинат коммунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и дискового оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины себестоимость шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость грузовиков на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В четвёртую очередь это соединено с ограничениями на поставки западных комплектующих для дискового оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на трейлеры на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замначальник гендиректора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение себестоимостей на шасси, но пометили быстротекущую динамику к снижению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене ввоза отходов

После частичного перехода на мировую технику предпосылок для сокращения рентабельности вывоза отходов в связитраницы с заменой сквера транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое оборудование украинских трейлеров в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы мотоциклов на территории «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода азиатских импортёров из России специалисты прогнозируют сокращения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные поломки полиэтнических машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автомобиль в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября приоритетная ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизингополучательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая ставка — до 16–19%, ожидает замдиректора по лизингополучательовым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге трейлер будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не покумекают перелагать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на транспортировку мусора оговариваются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *