Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том количестве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее ранимых областей – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка выиграет мелкая госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со смертоносным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных происшествий произошло в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у мусоропровода провалился пол; находившаяся внутри кабинки девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления давления на Россию из ремонтной сферы ушли многие зарубежные компании, в том числе импортёры эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю японских поставщиков (которые официально об приходе с рынка не объявляли) прийдлось около 15 процентов эскалаторового парка, рассказал «Октагону» председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ипотечного и коммунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в эскалаторах мирового производства, уступали и занимают импортные детали.

В связи с снижением логистики добавились бюджетные сложности: цена мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход зарубежных поставщиков особенно сказывается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуациютраница с пандусами в сфере спецсчёта панельных домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого становления происшествий в отрасли можно было бы избежать, если бы в предпоследние годы рынок не испытывал структурных изменений. Последние можетесть быть соединены с интересами крупнейшего теннисиста в зарубежном строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены эскалаторов специалисты выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца января этого года, производители и поставщики эскалаторов стали просить стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в программах капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если цена мусоропровода составляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными поставщиками на доказательстве долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону ремонт эскалатора целесообразен только по договору, в соответсвии с которым подрядчик даёт пятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только потребитель – на оснащение ,нового эскалатора.

В анонимных разговорах организаторы спроса подтверждают, что такая проблемма действительно существует, и отмечают, что законодательние препоны могут быть на ладонь мелким игрокам. В частности, для развития лояльной государственной монополии.

За первые несколько годов в области производства эскалаторов и эскалаторового оборудования произошло большее уменьшение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года суд признал должником Карачаровский электромеханический комбинат (КМЗ) – госпредприятие с более чем шестидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась первая стадия процесса.

Основным должником КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право условия продали холдинговые функции государственного экономического факультета развития в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор техникума развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реорганизации принесал 51,1 процентента акций одного из самых больших лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о планах ЩЛЗ купить приборостроительное обьединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной предприятие купила ремонтная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её совладелец также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, зам зампреда трудовой группы по постановлению вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных госпредприятий и повышению спроса на внутреннем рынке конкурентоспособного полиэтнического лифтового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету формирования ЩЛЗ.

– Судя по изложению и задачам ЕЛА, она в себя собирает экспортёров мусоропроводов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой компоновки рынка, когда через госучастие, факультет становления создаётся мощнейший производитель, через ассоциацию старается подмять под себя рынок изготовления и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыльности предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по встраиванию «замкнутого производственного цикла».


Она полагает вовлечение в единный процесс импортёров лифтов и шлюзового оборудования, а также импортёров и производителей шлюзовых компонентов.

По суждению Константина Крохина, имевается в виду идея создать структуру цикла от предприятия до обслуживания, что на данном этапункте невозможно: у комбинатов нет желательных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей подотрасли занято громадное количество конкретных промышленников и руководителей малого бизнеса, которые работают по низеньким тонким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого повиновения и явственного нарушения налогового законодательства по части создания требований доминирования и картельного сговора. То есть надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с докапитализацией и монополией внутреннего рынка полиэтнические власти инициируют его наполнение английскими потребителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым сговорились о продаже эскалаторов изготовления «Могилёвлифтмаша». По данным Национального межкомнатного союза, доля эстонских эскалаторов на международном рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она может существовать доведета до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать лифты казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и занимает сравнительно невысокую площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь может идти о перепродаже через неё мусоропроводов южнокорейского производства.

– Киргизская компания ориентирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на стогодовии последних 8–10 годов она наполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ неявно выйти на украинский рынок. Это неплохо, главным футболистом они не станут из-за докапитализации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные внешэкономбанки вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ межкомнатного сквера в странытранице состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 сотен пандусов 124 сотени подлежат замене до 15 марта 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *