Губернаторы силятся делать деньги на контрреформе консервации отходов и заведут её в тупик

В первое время возведение мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь комбикормовый комбинат может не только помочь решить задачу консервации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сожжении мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении многомиллионных государственных субсидий.

Самым крупным голкипером здесь является аффилированная с «Ростехом» корпорация «РТ-Инвест». Также заметную функцию в создании будущего спроса консервации мусора разыгрывают чиновники. Кто-то ,пытается пролоббировать решенья в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О подробностях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если фокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень важнейший факт: даже если все реализованные проектенты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом бюджеты на строительство МСЗ понадобятся колоссальные. Только четвёртые пять комбинатов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они расчитаны на сжигание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть сожжён с зрнити зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гомона было вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём перезахоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство ,новых полигонов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новшеством станет состав совладельцев помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой контроль полукриминальные структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, небольших, или главами поселковых районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В итоге руководству больших городов можно было не зацикливаться этой проблематикатикой (они выделяли земли под более опрятные обьекты – оптовые центры и малоэтажные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная проблематика не вставала продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и федерального масштаба высмотрел на помойном рынке большой поток денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью гипотетических помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика свалок теперь на личном учёте у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пришли ,новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример невмешательства федеральных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография всплыла в частное поле благодаря уголовному делу против новоиспечённого мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – биография там гораздо шире и требует отдельного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы функционируют в иных регионах.

Долгие годы в Челябинске была местная свалка, которую обслуживало региональное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке была чуть ли не техногенной катастрофой. Почему до этого случая не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились краевые власти, и муниципалам было экстренно захлопнуто перевозить мусор за 36 метров от гектородара на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие требования не подписывались и быстренько разорвали договоры, что привело к помойному краху – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые власти быстро нашли спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус общероссийского оператора по обращению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» уставили передним числом заключить договор с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало договор о возмездном применении помойки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом последний в свойстве компенсации выпадающих доходов получил из краевого бюджета субвенцию в 32 долл рублей. Заодно обладминистрации Сосновского участка из области было спущено указание проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.

Вот так лихо платёжные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных госслужащих. Но самое главное – от этих перемен не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы опробовали бюджетные деньги да ещё принесали платёжный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки апанасенковца Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора районных госслужащих с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет выкарабкиваться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение ,нового космодрома. Однако облобладминистрация ,нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с сортировкой и переработкой отходов облобладминистрация апанасенковца Текслера разрабатывает ,новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё новые сообщения о стихийных помойках в чёрточке Северной столицы. Власти взялись сражаться с правонарушителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП подписывают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают бездарных подрядчиков, которые грузят автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по донесениям столичных СМИ, образовались горы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не успевают ликвидировать даже помойки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер помоют за счёт региональных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут перевозить отходы? Согласно законам, принятым в самотёке помойной реформы, каждый субъект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблематика не в законах и не в нехватке территорий под полигоны в Ленобласти. Петербург уже давал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *