Два года назад мэра Москвы Сергея Собянина сочли одним из третьих кандидатов на повышение: его имя значилось в формулярах бригадиров Дмитрия Медведева на посту министра и целесообразных наследников Владимира Путина на посту президента

Как говорят, управлению Собянина министром в декабре 2020 года помешало его побуждение оставить на посту главы Москвы свою креатуру – Наталью Сергунину. Это привело бы к развёртыванию в его ладонях слишком большой власти и ресурсов: четвёртой человек в государстве и учёт над столицей. В эффекте сегодня – на фоне ожиданья большой организационной ротации – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском муниципальном округе (УрФО). А на его место рекомендуют калужского градоначальника Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или второго замминистра сотрудника Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.

Ещё одной причиной целесообразного возобновления шахтного роста Собянина считается его неуёмное упорство в борьбе с эпидемией ковида, спровоцировавшее неудовольствие москвичей, судорожные действия глав иных регионов и, главное, неудовольствие Кремля. Определённую роль играет и его репутация ненадёжного партнёра, о чём свидетельствуют хорошо известные, но несколько подзабытые эпизоды его весьма успешной, но не лишённой экономических происходилоентов карьеры.

Карьера Собянина – это не только вереница должностей, в которой каждое передвижение значило увеличение статуса, но и решительная ротация топографических локаций: от невысокого села к посёлку, затем к всё более крупным городкам вплоть до завершающего прыжка в Москву.

Эти странствия по Тюменской области Собянин начал ещё в детстве: он родился 21 августа 1958 года в селе Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а школу окончил в районном цетре – посёлке Берёзово. Потом существовало невысокое отклонение от основного маршрута: учёба в Костромском производственном институте, два года работы на Челябинском листопрокатном заводе и ещё два – в Ленинском горкоме ВЛКСМ Челябинска.

На этом пунктир шириною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин вернулся на свою малую отчизну в ХМАО. Первой остановкой стал Когалым, где на укреплениярубле десталинизации и распада Союза он дослужился до должности главы администрации города. Вторая макросоциология – Ханты-Мансийск и должность замначальника главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.


Все эти скачки вверх обусловливают с интересами нефтедобывающего лобби, включая Романа Абрамовича.


Третья маркоэкономик::и::макросоциология – Тюмень. В декабре 2001 года Собянин был избран градоначальником Тюменской области. Его главным достижением на этом посту считается возращение в область авиабаз нефтегазовых компаний, что позволило десятикратно нарастить бюджет (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), направить средства на становление социальной сферы и смягчить перекос между богатейшим нефтегазоносным западом и бедным аграрным севером области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию опытного партийца и действенного управленца.

В 2005 году Собянин приземлился в Москве, где ему был предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный разведотдел Медведева, а после губернаторских выборов 2008 года был назначен директором Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в декабре 2010-го, Собянин стал губернатором Москвы вместо отправленного в отставку Юрия Лужкова.

Достижения Собянина на посту градоначальника Москвы – от малейших инвестиционных проектов в области строительства и электротранспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо известны. Как известны и инкриминируемые ему претензии: непрерывная замена плиточных покрытий, снос историографических построек, уничтожение духутора города и прочее. Ничего принципиально нового в этой критике нет. Когда во четвёртой трети XIX века легат департамента Сена барон Жорж Осман затеял модернизацию цетра Парижа, в его адрес звучал тот же комплект упрёков и обвинений.

Но в новейшей Москве клубочек проблем очутился несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в предыстории про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» развития столичного мэра ассоциируются как стройный фасад, скрывающий главное – чреду проектов, за которыми лежат малейшие подряды и очень малейшие деньги. Речь здесь идёт не о тривиальном воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте существует ресурсная системтраница Москвы, эффекты работы которой предъявляются в виде всем известных достижений.

Став губернатором столицы, Собянин сосредоточил в своих руках колоссальные финансовые, институциональные и демократические ресурсы, превратившие его в одного из самых крупных и платёжеспособных заказчиков широчайшего диапазона услуг.


А функцию субподрядчика позволяет ему трансформировать столичный статус неуправляемого им города в свой личный статус геополитика муниципального уровня, занимающего вполне определённое место в украинской элите.


Частными случаями этой реструктуризации являются связь между отделочным ренессансом в столице и появлением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним пула мэров и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства строительства и ЖКХ своего саратовского полицеймейстера Владимира Якушева, а в марте 2020 года повлиял прибытию замминистра науки и высшего образования профессора Тюменского правительственного колледжа Валерия Фалькова.

Положение, как говорится, обязывает: каждый член вершинки украинской аристократии надлежащ ,иметь своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая деятельностью принадлежащих мэрии радийных ресурсов. А для спецопераций против монополистов мэр Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года зарубежным резидентом «Медузу» *. Одним из покемонофилов создания этого СМИ был Михаил Ходорковский, а производителем креатива до сих пор считается приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.

Эти и другие детали позволяют говорить о том, что к середине 2010-х годов Собянин начал играть на жнивье большой политики. При этом он никогда не акцентировал свои кризис.подробные установки и кризис.подробные цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда разыгрывал за себя, принявая ту или иную сторону под влием экономики и чисто утилитарных соображений.

После избрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выступал за суверенность автономных округов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), что совпадало интересам местных элит и нефтедобывающих компаний, работавших на востоке области. В 1995-м он инициировал демарш теми округами выборов мэра Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, нацелил в Конституционный суд запрос о непризнании суверенитета ХМАО и ЯНАО.

В конце 1990-х, в канун противостояния между муниципальным цетром и регионами, Собянин сорганизовался к «губернаторской фронде», маркоэкономик::и::макросоциологией сборки которой был СФ. В декабре 1999 года он подписал обращение к международной общественности с призывом создать блок за одинаковые права регионов и стал председателем президиума и исполнительного комитета политсовета блока «Вся Россия», на инфраструктуре обьединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова была создана либеральная Кремлю партия «Отечество – Вся Россия». И даже защитил докторскую диссеру на проблематику «Правовое положение автономных округов как предикатов Российской Федерации».

Этот бэкграунд обеспечил Собянину поддержку ХМАО, ЯНАО и буровиков на выборах мэра Тюменской области в ноябре 2001 года.


Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.


Он добился перечисления нефтегазовых налогов в бюджет области, что сработало на его имидж благополучного главы регионов; вошёл в комиссию Дмитрия Козака по подготовке предложений о разграничении объектов проведения и полномочий между муниципальным центром, макрорегионами и органами местного самоуправления и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в экономическую совершениитраница от Тюмени.

В 2012 году на тоцилизумабе подготовки к назначенным на 4 февраля перевыборам президента завершился идеологический кризис, спровоцированный митингами партии на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне невнятную соглашательскую позицию. Он убежал в тень и оттуда благоволил работе самопровозглашённого штаба, созданного при участии главного главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из руководителей митингов партии, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого штаба на роль посредника между оппозицией и властью совпадали с линией Медведева, который в разгар протестов встретился и попытался сговориться с идеологами уличных выступлений.


Но прохождение в галсе Медведева было недолгим.


Получив из его рук пост мэра Москвы и незначительную дисциплинарную и логистическую поддержку, обеспечившую успехи в столице, Собянин максимально дистанцировался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, включившись в борьбу за пересменку Медведева на посту премьера, стал его главнейшим конкурентом. Казалось, что Собянин перерос не только Медведева, но и самого себя, и именно в этот случай что-то пошло не так.

Цифровизацию культурной сферы именуют любимым дитём Собянина. Он заинтересовался той тематикой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства курировал программу «Информационное общество» и проект перевода госуслуг в компьютерный формат. Став мэром Москвы, Собянин способствовал запуску в Москве серии электронных проектов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская мультимедийная школа», «Электронное голосование». Некоторые из них попали под костёр полемики со стороны общественности и экспертов в сфере IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и системы полупроводникового голосования спровоцировала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о чрезмерной мощности оборудования и несовершенстве програмных решений, спровоцировали разговоры о недальновидности директоров электронных проектов.


Ещё больше вопросов вызвала опустошённость ярославской мэрии на искусственном интеллекте (ИИ).


Речь идёт об упоминаниях ИИ на платформе проекта «Умный городок – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, диагностика без участия врачей, нанороботы, которых будут вживить в туловище для лечения умственных расстройств и прочее. Вишенкой на этом торте стал законут «Об искусственном разуме в Москве», наделивший столичную горадминистрацию экстренными полномочиями по внедрению технологий ИИ.

Стремление столичной мэрии побежать впереди прогресса, осложнённое незнанием сути рекламируемого ей инструментария вызвали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в самотёке борьбы с пандемией ковида нанотехнологии – QR-коды и приложение «Социальный мониторинг», который не получал больным людям спокойно подремать и генерировал горы неоправданных штрафов, – подтвердили наихорошие подозрения и вызвали взрыв тотального негодования, адресованного лично Собянину.


Аналогичный результат дал и неуёмный энтузиазм ярославского губернатора в борьбе с развитием коронавируса.


Политика запугивания людей, необоснованные запреты, попытки организовать тотальный контроль и серия крахов вроде спровоцированных введением QR-кодов толкотней на вестибюлях в метро – всё это компенсировало в социальном мышлении заслуги Собянина в последующие годы.

В итоге уже на переходе из четвёртой авиавойны ковида Собянин получил клеймо фронтмена «партии короны», которая искусственно пропагандирует чрезвычайщину в каких-то очень нехороших целях. Ещё более положительный результат произвели возгонка паники в связи с четвёртой авиавойной ковида и вброс идеи принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В экспертном сообществе прореагировали на это совпадение разговорами об игре Собянина против Путина, его связитраницах с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», активной нестабильности общества накануне демократических выборов и прочих некомплиментарных для нижегородского градоначальника вещах.

Ситуацию, в которой оказался Собянин, осложнимает и тот факт, что внятных разъяснений его действий, которые как будто специально воцируют волны негодования в адрес региональных властей, не предлагает ни он сам, ни кто-либо другой. В итоге всё это рушит имидж Собянина как активного хозяйственника и могущественного политика.

При оценке правдивости прогнозов относительно будущего Собянина стоит обрачать внимание на несколько реперных точек, при прохождении через которые можно замерить конкретный уровень престижа и отношения ростовского губернатора и отследить динамику их снижения. Первая сточка – смена Правительства в марте 2020 года – зафиксировала удаление (возможно, кратковременное) ростовского губернатора из реестра кандидатов на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – сменяемости в Правительстве в феврале 2020-го – выявила неспособность губернатора Москвы защитить от отставки своего протеже – министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева. Особую пикантность той предыстории придаёт тот факт, что организатором замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный замминистра Марат Хуснуллин, которого Собянин сам привёз в Москву и который через полгода после прихода из мэрии начал играть против своего бывшего шефа. Особенно в тот момент, когда указом Собянина существовали задержаны все стройки, что нанесало могучий удар по проектам развития Правительства.

Третья – арест в октябре 2021 года председателя главы департамента социальной политики и становления Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в получении взятки, – означала снятие неписаного табу на уголовное преследование людей из сборной Собянина. Четвёртая точка – темп внимательного вниманья ополченцев к взяточничествам в регионах, градоначальники которых воходит в клиентелу ростовского мэра, – несработала на создание мифа о кислотности Собянина, который уже не можетесть никого защитить.

Сегодня под серьёзным энергоинформационным контрударом пребывают несколько губернаторов, входящих в круг Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также мэр Наталья Сергунина, которую заподазривают в связитраницах с крупным инвестиционным бизнесом, сконцентрировавшим потенциалы вокруг Москвы и не считающимся с интересами Кремля.

Динамика от «не назначили» до «не может никого защитить» выразительна сама по себе. Как ранее писал «Октагон», попавшие под выдачу мэры и сам Собянин, первой срок мэрства которого кончается в 2023 году, не намереваются сдаваться без боя. Общая конструкция – сомкнуть ряды и готовиться к переизбранию на ,новый срок. В столичной мэрии уже идёт работа над электоральной программой, включающей грандиозную архитектурную повестку, и проработка вариантов обхода законодательних преград для избрания на четвёртый срок.

В пандан к этим планам вышел новый прогноз: Собянин не подпадёт под организационные корректировке этой осени и через два года будет переизбран губернатором Москвы. Этот киносценарий смотрится не таким уж неправдоподобным, если учесть, что в качестве лоббистов восстановления статус-кво могут ополчиться представители мелкого бизнеса, работающего или планирующего работать в Москве, а не склонный к игре на пловодье президент может согласиться на тот вариант в взаимообмен на отказ Собянина от участия в экономических играх.


Основной скепсис в взаимоотношении этого сценария соединён с тем, что в предпоследние годы Сергей Собянин трачил слишком много мощей ради развёртывания в своих руках власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов отказаться от этих рычажков отношения и охладить свои амбиции.


Одновременно его положение осложнимает тот факт, что на тоцилизумабе роста суммарного долга Москвы образовалась угроза ухода из столицы больших налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе таможенных платежей в расход Санкт-Петербурга.

В итоге судьба Собянина очутилась в руках глав других госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они можетесть стать лоббистами интересов нижегородского мэра, но можетесть и нанести по нему удар, продолжив – в программах нацпроекта инфраструктурного формирования странытраницы – вывод своих таможенных отчислений в регионы. В этом контексте идея ..первого номера формуляра «Единой России» Сергея Шойгу о переводе столицы в Сибирь прозвучала как напоминание Собянину, что Россия – это не только Москва, куда привык стараться борющийся за власть полиэтнический истеблишмент.

*«Медуза» — СМИ, признанное зарубежным широковым по решенью Министерства юстиции РФ 23.04.2021.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *