«URA.RU» узнало о разгромном аудите раньше депутатов. Даже такси гендиректору — 2000 евро

Счетная палата Свердловской области провела проверку в особой экономической зоне «Титановая долина», сообщил источник «URA.RU» и поделился деталями из отчета. Руководство ОЭЗ провело сделку почти на миллиард рублей без согласования с советом директоров, положило 135 миллионов рублей на счет в банк-банкрот. Возмущают и будничные траты: руководитель «Титановой долины» умудрился спустить на такси 150 тысяч рублей за два дня командировки.

Неудивительно, что Счетная палата до сих пор не обнародовала свой отчет: свердловские депутаты не раз выступали с предложением о проверке особой экономической зоны. И до сих пор парламентариям не было ясно, провела ли Счетная палата аудит на площадке. Источник «URA.RU» в «Титановой долине» подтвердил информацию, что проверка прошла.

Почти миллиард рублей потрачен без согласования

Исследование Счетной палаты коснулось работы «Титановой долины» за 2017 и 2018 годы и выявило целый ряд сомнительных решений
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

В ходе проверки аудиторы выяснили, что «Титановая долина» без согласия совета директоров провела некую крупную сделку на 906,8 млн рублей. В документе (имеется в распоряжении «URA.RU») говорится, что общество приняло такое решение «в нарушение» федерального закона №208 «Об акционерных обществах» и устава. Сама же сумма составила «26,4% от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2017 года».

Взяли деньги под 8% и положили в рухнувший банк под 2%

Не меньший интерес аудиторов связан со 135 миллионами рублей, которые зависли в обанкроченном «Внешпромбанке». Если верить данным от инсайдера, ранее «Титановая долина» получила указанную сумму из областного бюджета, а затем разместила их на депозите всего под 2%. При этом область сама изначально взяла эти 135 миллионов в кредит под 8%, говорится в отчетах.

В обанкроченном банке у «Титановой долины» застряли 135 миллионов рублей
Фото: Владимир Андреев © URA.RU

Когда ОЭЗ сможет вернуть деньги из банка и в каком объеме — неизвестно. Банкротство «Внешпромбанка» тянется с 2016 года. Арбитражный суд Москвы регулярно продляет конкурсное производство. В последний раз, в апреле, суд перенес окончание процедуры на 11 сентября 2019 года. Согласно электронной картотеке дел арбитража, в очередь кредиторов встали или пытаются встать 265 компаний и физлиц.

Два люксовых «Мерседеса» вместо микроавтобусов

В ходе проверки также стало известно, что в 2018 году «Титановая долина» получила от области дополнительное финансирование и направила часть средств на покупку транспортных средств. По словам источника, анонсировалось, что будут куплены вместительные микроавтобусы, рассчитанные на 10-12 человек, для перевозки официальных делегаций, но сейчас стало ясно, что ОЭЗ приобрела два люксовых «Мерседеса» на 5-6 пассажиров каждый.

Вместо обещанных микроавтобусов «Титановая долина» купила люксовые «Мерседесы»
Фото: pixabay.com © URA.RU

Среди последних закупок «Титановой долины» действительно есть аукцион, попадающий под описание нашего инсайдера. В апреле 2019 года ОЭЗ разыграла конкурс на поставку двух пятидверных минивэнов, каждый рассчитан на шесть сидений. Цвет одного — синий металлик, второго — коричневый металлик. Внутри — максимальный набор опций: панорамная крыша, кожаный салон, салонный стол, центральная консоль с холодильником, пол с ковровым покрытием, телематическая мультимедийная система и многое другое. На автомобили «Титановая долина потратила более 12 млн рублей.

«Титановая долина» работает себе в убыток

Согласно предоставленной статистике, убыток «Титановой долины» по итогам 2018 года составил 47,9 млн рублей. «Разница между чистыми активами и уставным капиталом составила минус 101 миллион рублей», — отметил инсайдер.

Таким образом, перед «Титановой долиной» встал вопрос о дополнительном финансировании. И весьма кстати, 4 июня, Заксобрание Свердловской области одобрило выделение «Титановой долине» из бюджета около 570 млн рублей. 454,8 млн рублей — на создание объектов различной инфраструктуры и 115,1 млн рублей — на реконструкцию, ремонт, присоединение различных сетей.

Областной депутат Вячеслав Вегнер возмущен принятым решением: «То, что развивать „Титановую долину“ необходимо — нет сомнений. Но от того, как они тратят средства и как ведут хозяйственную деятельность, возникают вопросы по профпригодности команды и эффективности вложения средств областного бюджета».

Такси во Франции — 150 тысяч рублей

За два дня Артемий Кызласов потратил на такси во Франции почти 150 тысяч рублей
Фото: скриншот документа с сайта госзакупок

Претензии Вегнера небеспочвенны. «URA.RU» удалось выяснить, что, например, в конце 2018 года гендиректор ОЭЗ Артемий Кызласов потратил 2,11 тысячи евро на такси (147,7 тысячи рублей по сегодняшнему курсу), во время работы на бизнес-миссии «Индустрия будущего для авиационной промышленности» во Франции. Соответствующие документы опубликованы на сайте госзакупок. Здесь есть чек, по которому видно, что Кызласов пользовался транспортными услугами 3 и 4 декабря и проездил 280 километров.

Манипуляции даже в пресс-релизах

По официальным данным, на март 2019-го в «Титановой долине» работали 15 резидентов. Для сравнения, в татарстанской ОЭЗ «Алабуга», , сейчас 30 действующих резидентов, 7 строящихся производств и 21 предприятие в стадии проекта.

Между тем 3 июня на сайте «Титановой долины» появился пресс-релиз с заголовком «ОЭЗ „Титановая долина“ вошла в пятерку лучших промышленно-производственных ОЭЗ России». Автор материала ссылается на исследование аналитического центра журнала «Эксперт». Правда, если внимательно ознакомиться с публикацией издания, то можно найти «Рейтинг инвестпривлекательности ОЭЗ и индустриальных парков», в котором «Титановая долина» находится только на 18 месте (из 101 организации по всей России).

У «Титановой долины» на все есть ответы

Депутаты разрешили правительству выделить «Титановой долине» полмиллиарда из бюджета
Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

В пресс-службе «Титановой долины» заявили, что 906,8 млн рублей — это не траты, а доход, который «Титановая долина» получила от резидента «Уральский завод гражданской авиации» за аренду производственного помещения. ОЭЗ построила его под нужды производства. «Согласно Уставу ОАО «ОЭЗ «Титановая долина», согласованию с советом директоров подлежат сделки суммой свыше 25% от балансовой стоимости. На момент получения средств балансовая стоимость активов составляла менее 25%, соответственно, не требовала согласования», — считают в особой экономической зоне.

В пресс-службе «Титановой долины» подтвердили, что Счетная палата вела проверку общества с февраля по май 2019 года. В уральской ОЭЗ уверяют: «Большая часть [замечаний] была учтена при подготовке отчета Счетной палаты. В основном замечания касаются сроков и периодов хозяйственно-бытовой и финансово-хозяйственной деятельности».

В организации также заявили, что депозит во «Внешпромбанке» был открыт не под 2%, а «немного выше, но в рамках средне-рыночной ставки». А работу ОЭЗ в убыток здесь связали со строительством, эксплуатацией и содержанием объектов: «Согласно отчету, убытки обусловлены высокими амортизационными расходами вследствие окончания строительства большинства объектов инфраструктуры и началом их эксплуатации. Тем не менее управляющая компания ОЭЗ „Титановая долина“ наращивает капитал. В частности, мы третий год развиваем направление build-to-suit, выступая застройщиком промышленных объектов для резидентов. В 2018 году объем коммерческой строительства превысил объем строительства государственных объектов инфраструктуры практически в два раза».

Получить комментарий в Счетной палате региона оперативно не удалось. Руководитель органа Елена Новоторженцева не ответила на звонки журналиста «URA.RU», а в офисе пообещали перезвонить позднее. В Корпорации развития Среднего Урала (учредитель «Титановой долины») попросили дать паузу для комментария.

Сергей Дианов

Источник:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *