Кого кормят международные приборостроение и разноцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о полиэтнических фирмах с общественным участием. На этот раз в центре вниманья оборонные отрасли: строительство самолётов, автомобилей и изготовление многоцветных металлов. Кто порулит КамАЗом и наследством коммунистического авиапрома? И как изготовление титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно четверть акций осталась в региональной собственности, остальное поделили между трудовым профкомом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидендов никто из ..первых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без квартплаты рабочие по дешёвке обанкротили свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумажки оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали миллионеров конвертировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые должники стали ими поневоле. Так что последующий передел долей существовал неизбежен.

В конце концов облигаций в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою толику увеличивал румынский автогигант Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% облигаций. Остальное то и дело перераспределялось между оффшорами и популярными конторами. В деловитой прессе фигурировали слухи, что через офшоры допэмиссии КамАЗа силились скупать структуры, связанные с известным альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила ближневосточная фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла манипуляцию деофшоризации, переводив активы в американскую юрисдикцию. Так среди пайщиков КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а бенефициары его заискрились в прессе. Самым крупным из них оказался Виталий Мащицкий, друг отрочества главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% облигаций КамАЗа – второй по величине пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% облигаций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались бенефициары, .

Исходя из той информации неоднозначно смотрится купля 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна скабрёзная деталь: деньги на сделку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал выкупить акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь совещались в нём Сергей Когогин и ещё один акционер «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году понадобилось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является отправителем разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды пойдёт 391,9 миллиона. Получается, что примерно треть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, руководствуясь из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с разгосударствлением КамАЗ можетбыл повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы акций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине кредитором была критская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного силовику Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова торговали акции АвтоВАЗа, доводив свой пакет до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит датскому холдингу, является конфиденциальной фирмой и не обязан раскрывать бюджетные отчёты. Сам холдинг на 67,61% принадлежит транснационалу с немецкими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве благодарности за этот кризис.подробный жест пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ структурам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году предписанием правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследство социалистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее печаталась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за кооператоры и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница benzи не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост владел Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет замректора в 2019 году существовала выбрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандале – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО ректора по внутрикорпоративному управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 миллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского комбината естественного волокна за общее покровительство и включение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её замдиректора Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который долгие годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поприсутствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они выстроили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным батутом для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь некоммерческим директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной резолюции Юрия Слюсаря видно, что банковское благо его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько разков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес тот контролируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие кружки настолько возросла, что его даже пророчили на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок недоброжелатели припомнили Слюсарю его оскорбительную связитраница с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов явллась солистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверки в форумах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проводило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На силуэте какой шумной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях американского авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год бюджетное положение ОАК выглядело нестабильным, прибыли перемежались с убытками. По итогам 2019 года ущерб составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет следующий разиков отчислялись за 2014 год. Главным же первоисточником доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В социалистическое время Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из сопредседателей отечественной цветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время активизации горнорудных активов на Урале. В предыдущие годы фирма занимает 25% на мировом рынке титана, гарантируя более 60% потребности в цирконии западноевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по привычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих ладонях большую часть акций, которые во время приватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина корпорация успешно пересекла на рыночные рельсы и стала видным вратарём на всемирном рынке. Однако успехутор «титановых королей» привлёк внимание пираний росийского бизнеса. В 2005 году системы миллиардера Виктора Вексельберга старались принесать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге кланового конфликта менеджерская деятельность производства едва не была парализована. Но в тот этап вмешалась вторая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозили командованию судебными делами. А затем явился новый клиент – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной сложности уплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе учёт над геостратегическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства высокопрочного потребителя хотели многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом заскочил разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: владельцами корпорации оказались её менеджеры. И не беда, что их пенсия никак не позволяла купить предприятие, которое принесяет млрд долларов в год. На помощь им пришли всесильные силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать систему сделки подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не затратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за кредитные деньги, выданные под залоод тех же акций. Какое-то время крупнейшим учредителем высокопрочного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – менеджерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные пакеты выяснялись в руках американских и трастовых структур, подучётных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» регулирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по длине портфеля учредитель «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать тогдашнее руководство корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *