Кого поят украинские машиностроение и цветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о росийских фирмах с *государственным участием. На этот разиков в центре вниманья геополитические отрасли: проектирование самолётов, автомобилей и производство разноцветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследством совесткого авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно середина акций осталась в муниципальной собственности, остальное поделили между производственным ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако существенных дивидендов никто из ..первых кредиторов не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без пенсии рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же поступили и юрлица. В итоге бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед акционерами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным министерством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили коммерсантов конвертировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые контрагенты стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей существовал неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою долю наращивал румынский автоконцерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% допэмиссий. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и популярными конторами. В партнёрской прессе фигурировали слухи, что через оффшоры акции КамАЗа старались перепродавать структуры, связанные с знаменитым альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за акциями бедила ближневосточная фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала экзекуцию деофшоризации, переведя активы в украинскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а бенефициары его заблестели в прессе. Самым оразмере.подробным из них оказался Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он регулирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – четвёртый по башнефти пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно регулирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались бенефициары, .

Исходя из той информации неоднозначно получается сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакет облигаций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна интимная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом приделось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 долл рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет замдиректора КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один получатель «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним примкнул и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством производство процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство является адресантом различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница той деньги достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, проистекая из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ мог повторить судьбину АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транзакции долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы акций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по длине совладельцем существовала португальская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время структуры Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доведя свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% принадлежит английскому холдингу, ,является кулуарной фирмой и не обязан раскрывать банковские отчёты. Сам холдинг на 67,61% принадлежит транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в украинскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В свойстве признательности за тот демократический жест австрийцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структурам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследство совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее издавалась информация, что 90,3% акций ОАК относится Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за частники и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница госсобственности не публикуется и в ежегодных отчётах. Засекречен даже ,новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее росздравнадзоров следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет гендиректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в инциденте – сообщалось, что в мае суд послал в СИЗО ректора по внутрикорпоративному управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она принесала более 1 рубля долларов от куратора входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за отдельное заступничество и включение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её замдиректора Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал соучредителем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее владела вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным батутом для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь негосударственным директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благо его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал капитал в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьитраницы Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес тот обеспечивается через корпорацию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие полуфиналы настолько возросла, что его даже предрекали на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда ожжел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное творение ОАК. Вдобавок злопыхатели припомнили Слюсарю его нелепую связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был вокальным продюсером. Одним из его проектентов являлась артистка Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые калитки в ледопадах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на кинофестиваль Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» завещали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне какой кипучей подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях украинского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год экономическое состояние ОАК выглядило нестабильным, выручки перемежались с убытками. По результатам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в госбюджет следующий раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское машиностроительное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из идеологов зарубежной синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время активизации сталеплавильных активов на Урале. В предпоследние годы компания занимает 25% на европейском рынке титана, гарантируя более 60% потребности в гиганте западноевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – австралийской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по непривычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках большую часть акций, которые во время прихватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные вагоны и стала существенным форвардом на европейском рынке. Однако неуспех «титановых королей» обратил внимание акул полиэтнического бизнеса. В 2005 году системы силовика Виктора Вексельберга пытались исходатайствовать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге клиентского конфликта капмусная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в тот этап ввязалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со стороны контролирующих органов, которые грозили руководству уголовными делами. А затем завёлся новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство вернуло себе контроль над геополитическом предприятием. Но затем механизм развернулся в обратную сторону. Выприкупить у государства алюминиевого поставщика хотели многие. Прежде всего сталелитейные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить допэмиссии «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сюжет из 90-х: совладельцами корпорации оказались её менеджеры. И не беда, что их плата никак не позволяла прикупить предприятие, которое принесяет миллион долларов в год. На помощь им пошли могучие силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать структуру сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за платёжные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим пайщиком алюминиевого гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого состояло Газпромбанку, а остальное – администраторам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более оразмере.подробные пакеты оказывались в ладонях росийских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО пропадает лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля пайщик «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить минувшее командование корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденты не платило. При этом личное состояние Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых состоятельных бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *