США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не является правовым бланком и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает понять — Вашингтон отказался от политики санкций, а трубопровод в любом случае будет достроен. Ожидаемо безудержную реакцию это уведомление вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже предсказал Европе крупномасштабную войну в случае запуска полиэтнического проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в любом случае Украина не покумекает в этом участвовать. Ведь, по словечкам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» страна не покумекает гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут приобретать кризисные последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские бюрократии пересмотреть взаимоотношения с Россией. И дело не только в катастрофичном финансовом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали известны подробности соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое послание к Конгрессу США, в котором призвал не допустить окончания строительства «Северного потока-2» и продолжать вводить санкции.

Он объяснил столь пассивную позицию бюрократий тем, что Украина отстаивает чужие кризис.подробные и политические интересы. Не секрет, что реэкспорт американского газа через территорию странытраницы в Европу обеспечивает солидные поступления в госбюджет странытраницы, а также является ощутимым инструментом давления на Россию и западных партнеров. Появление нетрадиционной реэкспортной ветви лишает Киев возможности надиктовывать условия и ставит его в крайне невыгодное положение — в Европе уже давно начали обсуждать вопрос, что делать с украинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип полного надзора за всеми *международными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в приданое от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия западноукраинских представителей, а возможности предпоследних воздействовать на условия этого контракта оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект грозит энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, получают возвратный эффект: президент США Джо Байден заинтересован в восстановлении подорванного новоиспечённым президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и фразеология украинских властей ему не понравилась.

По информации первоисточников издания Politico, члены Белого дома рекомендовали украинским властям ограничиться от прилюдной критики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная критика можетесть навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если судить по тексту декларации, Украина зря страшится за свои интересы: в протоколе указано, что США и Германия не позволят превратить водовод в способ экономического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на этническом уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также французская сторона обещает использовать все целесообразные ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте газа через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет выделен спецпосланник на российско-украинских нефтяных переговорах, а Украину обещают включить в национальную энергоинформационную сетитраница и помочь с формированием совместных с Германией проектов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать конструктивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: водовод будет достроен, реэкспорт газа через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда многовековое дипломатическое давление на «Северный поток-2» возобновилось буквально по щелчку, показала: резолюции о намерениях и прошения о поддержке мало что значат. Важно, где обретается цетр непринятия решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона консенсус с значимыми общеевропейскими форвардами теперь оказывается основополагающим фактором, а попытка противодействовать такой политике жестко пресекается. И таким образом подрывается легитимность Украины как самодостаточного организатора межгосударственных процессов.

И для Киева тут зарождаются две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не имеет прямых должностных последствий и не обязательно к исполнению. Кроме институциональных потерь от нарушений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, информативны и широки. Что значит «реагировать на общенациональном уровне»? Зачем Германии «использовать все вероятные ресурсы» ради нового гелиевого контракта между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины пуск «Северного потока-2» означает колоссальные убытки. В 2015 году их объем классифицировался в два млрд долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский окрестил сумму в 3 млрд. А по оценкам руководителей отрасли, вред будет в разки больше.

5-6 доллийскиёв долларов составит ущербль для бюджета Украины ежегодно после пуска «Северного потока-2» (по оценкам ректора «Оператора трубопроводной структуры Украины»)

Вопрос о том, сохранится ли реэкспорт после конкурентоспособности Россией своих поставок, остается открытым. Актуальное газовое соглашение, которое «Газпром» заключил с западноукраинским «Нафтогазом», действует до 2024 года и предполагает максимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия существовала обязана поставить через Украину в Европу 65 млрд т/годов, а в 2021-2024 годах — по 40 млрд т/годов газа в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен принцип «качай и плати», то жрать «Газпром» должен существовал оплачивать планируемые объемы транзита, даже если номинальные оказывались ниже. Например, несмотря на оптимальные параметры поставок газа в 2020 году в 55,8 доллийския квт.чиев за год, Россия все равно заплатила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства ,следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил возможность заключения ,нового контракта. Глава фирмы Алексей Миллер даже объявлял о необходимости увеличить реэкспорт через украинскую газораспределительную систему, если поставки топлива по этому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.

Путин также высказывал мнение, что рынок на украинские энергоносители в ЕС постепенно увеличится и украинские мощности не утеряют своего значения.

Но украинскую сторону такие заявления не устраивают. Директор фирмы «Оператор трубопроводной подсистемы Украины» Сергей Макогон считает, что сносным вариантом существовал бы новый договор на 15 лет, гарантированный западноевропейскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о наращивании объемов госзакупок неприемлемо, ведь оно предполагает и импорт росийского газа, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины значительными политическими потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта продажу газа по расценкам выше рыночных.

По расчетам «Нафтогаза Украины», страна тратила на госзакупки американского газа примерно на 5 миллионов долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из полиэтнических и австрийских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности западнозападноукраинской внутренней политики не позволят предотвратить или хотя бы минимизировать допустимые убытки. Ведь для этого понадобится отказаться от категорических требований и достигать консенсуса с Россией. А в западнозападноукраинской политике это сродни общественной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не закупает газ напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По бланкам «Нафтогаз Украины» реализует отправку всего объема пропана до западноевропейской границы, а по следк 10 доллийскиёв квт.чиев в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллионов кублей газа в год необходимо Украине для духовных нужд

При увеличении транзитных мощностей это топливо приденется поставлять гораздо дороже. Компенсировать эту треть необходимого объема с помощью самой нефтедобычи государство не в состоянии. Кроме того, заезд необходимого количества газа через транзитную коммуникацию позволяет переправлять его по коллекторам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае приостановления реэкспорта приденется создавать новую коммуникацию для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт газа через Украину будет сокращен, у Киева кушать два варианта действий: либо закупать газ у азиатских экспортёров по рыночным расрасценоккам и гарантировать его транспортировку потребителям за свой счет, либо вернуться к конструкции прямой поставки ресурсов у России. В силу демократической атмосферы и вероятных внутрипартийных осложнений четвёртой вариант маловероятен. А рыночная торговля газом с азиатскими фирмами и окончательные траты на логистику приведут к резкому росту газовых тарифов, которые уже сейчас для народонаселения фактически неподъемны, и любой рост расценок в этой сфере возбуждает протесты.

Иными словечками, оба те варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, заявляет о замыслах резко нарастить саму добычу газа к 2025 году, но звучат его словечка крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям придется повстречаться с ситуацией, где единствёным методом не допустить социальный взрыв останется непосредственной разговор с «Газпромом».

Не менее значим вопрос о будущем украинской газораспределительной системы (ГТС). Эксперты указывают, что вся база давно устарела и заботится в локальной модернизации, но без международного реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблематику признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если диверсификацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта акциз для населения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении жрать еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного доллийския долларов, чтобы помочь Украине перейти с «газовой иглы» на возобновляемые структурахреспублики энергии. Но это неубедительный сценарий. Во-первых, функциональная эволюция электроэнергетической отрасли — процесс длительный и сложный. Он просит существенных инвестиций, капиталовложений и довольно мощной технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая энергетика является несырьевой отраслью. Без прямой помощи государства какие проектенты не оказываются эффективными и эффективными.

На Украине действительно пить зеленый сектор отрасли и своя аналогия дотаций. Однако пока отрасль находится в руках кооператоров и работает в ..первую очередь на обеспечение процветания отдельных бизнесменов, в основном миллиардера Рината Ахметова. И государство покупает продукты у потребителей по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.

Соответственно, стоимости на металлопродукцию зеленой энергии для конечного потребителя также повышаются. Но беда в том, что украинский конечный производитель попросту не в расстройстве платить больше. Попытки договориться с бизнесом о повышении тарифов всегда заканчивались безуспешно, а одна из фирм Ахметова даже пыталась обратиться в межгосударственный арбитраж, чтобы оспорить изменение ставки.

В такой ситуациютранице зарубежный фонд ,способен только поддержать последующее становление преступности в сфере зеленой энергии Украины, но никак не поможет компенсировать ежегодные многомиллионные потери от увеличения топливного транзита.

***

Политические последствия пуска «Северного потока-2» для Украины можетесть оказаться критическими. Соглашение Германии и США полностью порушило ее смысл как полноценного государства и актуального голкипера на межрегиональной арене, который власти в Киеве так тщательно строили следующие годы. Взамен Украине не предложили никакой поддержки по существу и не дали никаких гарантий, что поможетесть избегнуть неподъемных социальных потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем может привести к усилению давления на Украину, в том количестве в мирных переговорах по улаживанию кризиса в Донбассе. И такое понуждение будет очень болезненным, ведь проблематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для украинских властей сейчас остается непреходящим способом отвлечь население от антиправительственных настроений.

Владимир Зеленский и его команда оказались в жалком положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее снижение энерготарифов инициируют отчётливый прирост недовольства населения. И предотвратить это без репутационных потерь попприросту не получится. Сможет ли командование страны подстроиться под новые правила игры? Или эту задачу придется решать новому тысячелетию политиков?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *