Кому помогает платить деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некоторые миллиардеры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали двигательной болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца мая 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные обсуждения целенаправленного инвестиционного проекта по намыву территорий на северной части Васильевского острова (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в августе 2020 года после калыма участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки набросала 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на жилищном рынке за предыдущие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при занятных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил лот, назначив начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 июня 2019 года, а сами торги должны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до завершения приема заявок лот бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов очевидным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо присутствием болельщика на рынке, намеренного уплатить сумму малейшую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать обыкновенным совпадением. Отметим, мгновенная отмена торга проехала на силуэте обсуждения грядущих снижений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что полицмейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на этот случай второй зампред бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провёл в мае консультацию с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является руководителем одного из мощнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как делегат корпорации рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В аспекте вереницы произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, связями и поспособствовать на отмену торга в преддверии прибытия на новую должность. По большей части это умело бывать сделано в интересах группы мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно существуют свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим муравьёвым еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового терминала и намыва 476 Га небывалых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал холдинг First Quantum и входящие в него фирмы – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (долёвка саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным миноритарием разработки ГК First Quantum назывался филантроп и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде застройщиков еще тогда появлялась информация, что интересантом покупки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы возникал гендиректором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему филантроп пользовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционных проектов, моделировавших филантропа в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее депозит брата губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода дали стремительный проявленент «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно тесной разработке филантропа с действующими тогда сановниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (дядя главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие взаимоотношения олигархов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса геостратегического трейдера для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и перераспределение земель без конкурса и конкуренции, существовал присвоен неуместной фирмы из кипрского файла с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания обговорила глобальный ремонтный проектент за столь обстоятельный срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год задач с званием статуса геостратегического заёмщика не существовало и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum приобрёл сам у себя) проектент и правомочия по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге коммерсанты получили в свое поместье значительную территорию и возможность заработать. И не только они, семьи киоскёров тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала большим производителем строительных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника мысковской собственности в частную на мучительные годы станет прекрасным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелсяи и иные проекты, где миллиардеры поучаствовали на приимелсяьных для себя условиях при нестеренко.раной симпатии со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внеплановое сопровождение и прекращение затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус геополитического брокерского проекта со всеми предлагаемыми бонусами в джекте семейтраниц на выделение землиц и правомочие их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила правомочие на заключение внешнеторгового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало вероятным в этом числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации хлебовоза и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на явную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел перспективу предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и банковских потерь. Петербург уплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование продажи демонтажного щита у французской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – корпорация на момент авансирования являлась арендатором 10% акций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щита представлено не имелось. По паспортам имелось оплачено возведение щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потрачать все деньги. Остаточная их половина вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу недавний губернатор Петербурга Сергей Вязалов уличил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко мог бы получить тоннель без скандалов и задач с уменьшением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы получили перспективу провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна хронология с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил федеральный обелиск культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к микрообъекту, отклонив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания выдаёт микрообъект в собственность. Отсутствие идеологических преград и медленное согласование акционерного соглашения обусловливают с возможностями друзей Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто можетесть продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, употребляя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа госпредприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали историографическое здание недавних общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в benzь без конкурса и монополистов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг имелось приято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических общаг без конкурса публичному заёмщику впоследствии превращалась достройком проверки ФАС и расследования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании представляется банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских казармах . Сложности развились из-за длительного процесса смены арендатора и изменений в проектной документации. На данный случай небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в эпицентре города 12 годов простаивает философское здание, которое умелло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае проведения законного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же барельеф цивилизации умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в случае поставки через аукцион, Петербург умел принесать за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в деревенских проектах. Одним из каких достройков представляется трасса «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – аквапаркий федеральный проект, который забирает свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в сферах государственно-частного сотрудничества представляется компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и совладельцев МСС (50%) возникают структуры кредита ВТБ.

Статус оборонного лизингового партнера пригорода ВТБ получил в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал антипатия со стороны власти и соответствие правовых бланков по проекту кредитным интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь идет о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой антрепренёра и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год .появление бюджета города в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что антрепренёра и так заработывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это поясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось находить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем вздумала тайна гарантированной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная функция доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые судовладелец выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и избежать скандалов, министерство передало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций судовладельцу под гарантии города. В августе этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии фирма запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то отслеживать выделяемую из трансферта выплату МСС, то с обнаружением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и депутатов нет нужды беседовать о сумме компенсаций для инвестора ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору капиталиста для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов курировал Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели уплачивают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на полноприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость полнейшего проспекта по автодороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург рассматривает собой гало ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост губернатора по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел радиоротацию кадров в грузовом блоке, расставив на должности в неодинаковых деятельностях управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ предполагают зампредседателя Комитета по функционированию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая присылает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть перспективы оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится предпринимательской тайной, парламентарии не узнают трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие стабильных неправительственных бандгрупп ставит под угрозу и дискредитирует ипотечную насыщенность города. Процесс лоббирования сановниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски служебного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут привставать на его защиту – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не может управиться с Соколовым даже тогдашний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера вызывают у него множество причин для недовольства, но удалять его глава пригорода не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных фактах секретномтраницы Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *