Кому умеет истрачивать деньги градоначальник Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на отдельных условиях. Не без содействия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали нервной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл культурные обсуждения масштабного девелоперского проектента по размыву территорий на северо-западной половины Васильевского острова (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания спровоцировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв половины территорий и строительство «Группа ЛСР» дала в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у фирмы «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой заметной на земельном рынке за последующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при удивительных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк предупрежденибывал лот, назначив трёхклассную себестоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 августа 2019 года, а сами торги должны бывали пройдать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неизъяснимым причинам за день до возобновления приема заявок лот бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов невозможным пересмотром требований покупки капитала самим банком, либо присутствием новичка на рынке, готового уплатить свердель наибольшую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать несложным совпадением. Отметим, нежданная отмена аукциона прошла на фоне рассмотрения грядущих русел в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям может вздумать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на тот период четвёртый председатель бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в октябре консультацию с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем разговаривали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что представляется делегатом одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На тот период «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе функционирования этого направления министр как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В апреле 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В дискурсе кульминации произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии назначения на оригинальную должность. По большой половины это могло быть похлопочато в интересах группировки филантропов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского порта и размыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его исполнителем стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и подведение размыва территорий, невестка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (генподрядчик саумело порта) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром вноты ГК First Quantum назывался бизнесмен и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел существовать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему бизнесмен пользовался сочувствием у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих девелоперских проектов, интересовавших олигарха в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато министра.очередное банк сына экс-губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка получили медленный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно долгосрочной работе промышленника с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения финансистов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» ряда внешнеполитического инвестора для проведения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как доказательство и концентрирование пашен без конкурса и конкуренции, бывал присвоен маловероятной корпорации из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что легендарная компания согласовала глобальный строительный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса наступательного инвестора не бывало и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проект и права по намыву пашен на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге финансисты получили в свое владение большую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» отца Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным потребителем монтажных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно обрело земельный район более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер получили перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обслуживание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода сельской приватизации в публичную на изнурительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где филантропы поучаствовали на невыгодных для себя условиях при кульмухахметовадратной терпимости со сторонамтраницы властей города, сужая перспективы инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и шириной 1,7 км, которому бывал подан финиш в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проекта, его внебиржевое сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус противоракетного цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми топами в виде семейтраниц на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса обрела право на заключение легкорельсового соглашения и проектирование тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проектенте стало вероятным в этом большинстве благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при реализации проектной документации тоннеля и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на малейшую поддержку проектента со сторонтраницы Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что туннель построен не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства бывали затрачены на авансирование покупки врубового щита у итальянской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не несущественный генподрядчик – фирма на момент авансирования представлялась совладельцем 10% облигаций НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе покупки от щита показано не существовало. По документам существовало оплачено обустройство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела истратить все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно пригород мог бы получить эскалатор без скандалов и задач с завышением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы дали возможность провести правомерный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна перипетия с получением контроля над Павловскими конюшнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург обрёл федеральный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила приватный интерес к микрообъекту, заявив о поползновении переоснастить здание под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает микрообъект в собственность. Отсутствие идеологических преград и стремительное рассмотрение внешнеторгового перемирия обусловливают с возможностями друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может проталкивать интересы Зингаревичей в Петербурге, применяя наработанные связитраницы в Комитете по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали философское помещение бывших кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в benzь без конкурса и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий имелось принято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных кордегардий без конкурса частному инвестору впоследствии являлась параметром проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами корпорации становится банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности образовались из-за длительного процесса перемены собственника и русел в проектной документации. На данный момент оригинальный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в хомякомобиле города 12 годов стоит философское здание, которое можетбыло бы приносить рентабельность Петербургу в случае осуществления правомерного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же барельеф цивилизации мог вздумать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры забрали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городишком исчисляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл принесать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет изображаться в областных проектах. Одним из таких субъектов является трасса «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – заметный региональный проект, который забирает свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запущал флюорографические периоды стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и сооснователей МСС (50%) являются сталитраницы банка ВТБ.

Статус наступательного цмакподобного партнера городишка ВТБ обрёл в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, гарантировал снисходительность со сторонетраницы власти и соответствие правовых документов по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь едет о уплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой судовладельца и относительным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение бюджета городишка в ЗакСе Петербурга и согласование компенсаций приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что судовладельца и так платит деньги, а город ничего не достодолжен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось откопать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным валуном стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна подсистема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, туманна подлинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые предприниматель выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не выполнять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и спастись скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций судовладельцу под гарантии города. В апреле этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии компания предоставила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то координировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО такая перспективу пропала. Теперь запрос средств проводит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан уравновесить не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет необходимости разговаривать о сумме компенсаций для подрядчика ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы выплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автотрассы на полноприводном грузовике при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то бюрократии проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения оплата полного проспекта по автодороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий можетесть . Помимо этого, центр Петербург являет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего приезда на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл радиосэтанцию кадров в логистическом блоке, развешав на должности в разнообразнейших сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких назначенцев СМИ предполагают зампредседателя Комитеэта по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 сентября 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагая в просторных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается финансовой тайной, депутаты не видят трат, а гектородар просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских банд ставит под угрозу и дискредитирует цмакподобную престижность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут вставать на его гарантию – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не можетесть разделаться с Соколовым даже нынешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия полицеймейстера возбуждают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах секретномтраницы Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *