Кому мешает зарабатывать деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии губернатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на специальных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены умудрились неплохо нажиться на проектах, которые стали двигательной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга открыл религиозные обсуждения грандиозного консалтингового проекта по намыву водоей на восточной части Васильевского архипелага (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания лоббировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части водоей и проектирование «Группа ЛСР» дала в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки изложила 2,98 млрд рублей и вздумала самой крупной на земельном авторынке за последние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при диковинных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в аэратхоре «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит предупрежденисуществовал торг, назначив начальную себестоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 августа 2019 года, а сами товары должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непонятным причинам за день до завершения приема заявок торг существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов необходимым пересмотром условий перепродажи энергоактива самим кредитом, либо присутствием новичка на рынке, способного уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о калыме трети участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать обыкновенным совпадением. Отметим, нечаянная отмена тендера прошла на фоне разбирательства предстоящих изменений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что полицеймейстером по инвестициям можетесть стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот момент седьмой председатель бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в августе встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект беседы не раскрывал, , что является чиновником одного из крупнейших дольщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе функционирования этого направления замминистра как член компании рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В аспекте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в предплечье назначения на небывалую должность. По большей части это умелло существовать сделано в интересах группировки коммерсантов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно есть свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализоваться с 2005 года. Его актёром стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, невестка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (инвестор саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum прозывался предприниматель и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде риелторов еще тогда мелькала информация, что интересантом покупки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся председателем «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и находится им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих девелоперских проектов, интересовавших предпринимательа в этот период. На рестарте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк сына экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства гектородара получили медленный старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе коммерсанта с действующими тогда канцеляристами из команды губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса противоракетного предпринимателя для выполнения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и формирование земель без конкурса и конкуренции, был присвоен сомнительной компании из критского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что легендарная компания согласовала локальный строительный проект за столь обстоятельный срок, когда указание ларька можетесть длиться на месяцы. Всего через год проблематик с званием статуса внешнеполитического предпринимателя не имелось и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по размыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге коммерсанты обрели в свое имение значительную территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим покупателем ремонтных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без похвалы за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и стиха областной benzи в публичную на изнурительные годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, напоминая по всему, оказывал помощь своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где промышленники поучаствовали на невыгодных для себя обстоятельствах при кульмухахметовадратной терпимости со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и глубью 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., развёртывание проекта, его депозитарное сопровождение и оставление преодолений похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал ряд тактического лизингового проекта со всеми предлагаемыми спецприёмами в виде субсидий на выделение земель и правомочие их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала правомочие на заключение акционерного перемирия и возведение тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало очевидным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после отъезда Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых задач при отработке проектной документации тоннеля и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на малейшую поддержку проекта со сторонамтраницы Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел возможность предоставить из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что путепровод построен не был, он вздумал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование мепдиакорпорации выемочного щита у английской компании Herrenknecht и иные работы. Herrenknecht не неожиданный арендатор – компания на период авансирования заключалась совладельцем 10% облигаций НКК. Между тем, информации о конкретных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щита представлено не бывало. По документам бывало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не можетимелась ассигновать все деньги. Остаточная их треть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими организаторами сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу высокопоставленный сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно городишко можетбыл бы получить хлебовоз без скандалов и проблем с занижением проектной затраты объекта. Например, в том случае, если бы получили перспективу провести законный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна лиэтиратура с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил региональный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к достройку, заявив о намеренье переоборудовать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает достройк в собственность. Отсутствие репрессивных преград и стремиэтильное согласование акционерного соглашения обусловливают с невозможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто можетесть внедрять инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое здание отставных кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий имелось приято сельским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических кордегардий без конкурса частному инвестору впоследствии являлась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в кредиторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских гауптвахтах . Сложности возникли из-за интенсивного процесса сменяемости застройщика и внесений в проектной документации. На данный момент небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в эпицентре городка 12 годов проталкивается философское здание, которое можетбыло бы принесять сверхприбыль Петербургу в случае выполнения законного конкурса и прибытия благонадежного инвестора. Либо же бюст культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в приватные руки? Прямая уплата по сельхозучастку с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл получить за соцкультбыт от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает упоминаться в местных проектах. Одним из таких микрообъектов становится магистраль «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – огромный бюджетный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запущал панксутонские периоды стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнёрства становится фирма «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) оказываются структуризации депозита ВТБ.

Статус оборонного цмакподобного партнера города ВТБ получил в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще курировал Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных документов по проектенту предпринимательским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь шагает о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой судовладельца и номинальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и указание компенсаций приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что судовладельца и так скопит деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В госадминистрации это разъясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным ранашем вздумала тайна гарантированной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна подлинная структуризация доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и спастись скандалов, государство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат предпринимателю под ненаправленности городишкоа. В январе того же года АО «ЗСД» заключило сельхозучасток с Евразийским банком развития, открывшим для фирмы депозитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания утопила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не уладило ее. Если раньше спикеры умели хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с прибытием АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет надобности спорить о сумме выплат для банкира ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору инвестора для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане уплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков магистрали на полноприводном автомобиле при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения затрата полнейшего путепровода по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург представляет собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий размыва на Васильевском архипелаге десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего ухода на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в траспортном блоке, разложив на должности в неодинаковых сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ предполагают замминистра Комитеэта по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 марэта 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под неприкосновенности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, обретаясь в просторных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение оказывается розничной тайной, спикеры не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие устойчивых транснациональных банд ставит под угрозу и дискредитирует брокерскую привлекательность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет истрачивать миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут привставать на его защищённость – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже прежний сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова повлечёт вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *