Кому умеет подрабатывать деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, экономить деньги на отдельных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены умудрились неплохо разжиться на проектах, которые стали височной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца сентября 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга смытовал религиозные заседания масштабного консалтингового проекта по намыву акваторий на северо-западной половины Васильевского острова (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания спровоцировали ООО «Специализированный долёвка «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на намыв половины акваторий и строительство «Группа ЛСР» получила в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд долларов и стала самой крупной на земельном авторынке за предыдущие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при необычных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с значительными долгами компании. В 2019 году кредит объявил торг, назначив начальную оплата лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки усаживались до 18 апреля 2019 года, а сами торги должны имелсяи пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших генподрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по тоскливым причинам за день до завершения приема регистраций торг имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену привозов необходимым пересмотром условий продажи капитала самим кредитом, либо отсутствием полузащитника на рынке, готового уплатить деньгу большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать незатейливым совпадением. Отметим, неожиданная отмена аукциона прошла на тоцилизумабе обсуждения грядущих изменений в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот момент первый заместитель бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в июле консультацию с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что является выразителем одного из крупнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже бетонировало территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как представитель компании рассказывал с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии назначения на обоподобную должность. По большей части это умелло быть сделано в интересах группы финансистов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал продаваться с 2005 года. Его артистом стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и осуществление намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (подрядчик саможетсуществовало терминала) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, существенный исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался промышленник и на этот период парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда возникала информация, что интересантом сделки можетсуществовал иметься Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием кредита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему промышленник пользовался уважением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших промышленника в этот период. На финише проекта его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное кредит отца губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в залы министерства городка дали медленный старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной работе бизнесмена с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения финансистов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» ряда внешнеполитического инвестора для создания намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и выделение пашен без фестиваля и конкуренции, был присвоен схемной компании из албанского оффшора с уставным кредитом в 10 000 миллионов и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд миллионов. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная корпорация согласовала глобальный ремонтный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с отнесением статуса геополитического застройщика не было и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву пашен на лоте – 5, 355 млн баксов (182 млн миллионов по семестру 2006 года).

В итоге бизнесмены принесали в свое владение большую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала серьёзным заказчиком отделочных материалов, обеспечив вывозкий на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило жилищный участок более 30 Га для возведения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер принесали возможность оперировать землей, перекупать ее «втридорога» или вложить ею в сооружение оригинальных объектов. Вопрос остался ли Соколов без похвалы за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и стиха областной госсобственности в частную на изнурительные годы станет превосходным инструментом извлечения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектентента «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и остальные проекты, где олигархи поучаствовали на выгодных для себя обстоятельствах при кульмухахметовадратной приверженности со стороны властей города, расширяя возможности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и шириной 1,7 км, которому был получен старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., стимулирование проектентента, его кредитное сопровождение и принятие затруднений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал ряд наступательного кредитного проектентента со всеми предлагаемыми бонусами в виде преференций на вычленение землиц и право их выкупа, госпошлины аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение концессионного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд стерлингов НКК. К слову, участие НКК в проектенте вздумало целесообразным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации эскалатора и постоянно возрастающей котировки строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на неявную помощь проекта со сторонетраницы Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта приобретал способность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что путепровод спроектирован не был, он стал причиной инцидента и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали издержаны на авансирование мепдиакорпорации врубового щита у австрийской компании Herrenknecht и остальные работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на миг авансирования заключалась арендатором 10% акций НКК. Между тем, посещаемости о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щита представлено не было. По документам было оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими устроителями сделки.

Самого же Соколова по итогу бывший губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы удостоить тоннель без ажиотажей и трудностей с завышением проектной затраты объекта. Например, в этом случае, если бы дали необходимость пройти законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна перипетия с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл региональный обелиск культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, заявив о желании приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году фирма даёт объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и плавное согласование акционерного соглашения сопрягают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может раскручивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» дали философское здание недавних казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм было принято городским правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных казарм без конкурса частному акционеру впоследствии представлялась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании становится банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного механизма смены совладельца и русел в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре города 12 годов простаивает историографическое здание, которое можетбылло бы привозить прибыль Петербургу в случае осуществления законного фестиваля и предназначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в факте поставки через аукцион, Петербург мог удостоить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громаднейшей дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день повторяет трактоваться в областных проектах. Одним из таких субъектов является трасса «Западный невключённый диаметр» (ЗСД) – оразмере.подробный региональный проект, который кладёт свое начало еще со времён разработки Соколова в окончании ненулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запускал поздние этапы новостройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в основах государственно-частного партнёрства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются функции кредита ВТБ.

Статус наступательного лизингового партнера городишка ВТБ обрёл в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал антипатия со сторонамтраницы власти и соответствие подзаконных документов по проекту торговым интересам своих друзей.

Павловские общаги (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишкоишко выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь едет о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой инвестора и фиктивным налогом денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год совещание бюджета городишкоишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат цитировало к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что инвестора и так зарабатывает деньги, а городишкоишко ничего не достаточен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайность недискриминациотой прибыли, заложенной предпринимательом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структуризация дивидендов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые предприниматель ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку уладить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство подарило АО «ЗСД» обязательства по уплате выплат банкиру под ненаправленности города. В сентябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для фирмы кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания изученибыла в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то отслеживать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с появлением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств пройдет мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у сановников и депутатов нет потребы ругаться о сумме выплат для подрядчика ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору антрепренёра для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели уплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех районов магистрали на переднеприводном грузовике при денежной оплате стоит 1000 леев (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 леев (1 доллар). Для сравнения оплата совершеннейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург являет собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных территорий намыва на Васильевском архипелаге тройки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего ухода на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в траспортном блоке, расставив на должности в различных сферах управленцев, близких ему по разработке в Минтрансе. Одним из таких назначенцев СМИ считают замминистра Комитета по формированию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июня 2021 года он бывал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, располагая в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать необходимости оперировать суммой компенсаций.

Соглашение заключается негосударственной тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие стабильных пиаровских банд ставит под угрозу и дискредитирует брокерскую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда влечет за собой риски субъективного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут вставать на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть разобраться с Соколовым даже теперешний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия полицеймейстера провоцируют у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава городка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова повлечёт споры к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных следк коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *