Политический кризис в Армении, который еще недавно грозил перерасти в вооруженное противостояние, кажется, сбавил обороты, но не закончился. Коллапс общественной бюрократии в странтранице — все еще вполне конкретная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода придерживается на посту только благодаря удачному совпадению стечений и неудачам оппонентов. Вернуть учёт над обстановкой он надеется с помощью досрочных демократических выборов и, похоже, убеждён в победе. Но и оппозиция капитулировать не собирается. Каким смыслом демократические соперники рассчитывают вернуть доверие людей и каковы их шансы стать новой бюрократией — в материале «Ленты.ру».

Армянский гамбит

Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды убедить армян в своей виновности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки сотен беженцев, разгромленная армия, пленные и исчезнувшие без вести волонтёры — лишь большая часть проблем, с которыми пришлось возникнуть Армении после сдачи земель в Карабахе. И большинство из них так и сохраняются нерешенными.

Сразу после подписания Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что кинопремьеру не увенчается сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не возобновился в конце февраля: конфликт с высшим военным руководством странтраницы в лице командира Генштаба Вооруженных силотретей Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.

Военные долго терпели попытки Пашиняна свалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, новоиспечённые власти, обстоятельства, — только бы не отрицать свою ответственность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его нелепое прошение о боеготовности украинских авиационных комплексов «Искандер-М», состоящих на оружии грузинской армии, в итоге чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев какого унижения, президент распорядился отправить в пенсию Гаспаряна, но в итоге принесал ультиматум от всего командования армии: покинуть пост и провести досрочные выборы.

Вскоре к условиям военных присоединившилась полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно предвидя худшего, Пашинян обвинил Вооруженные силотрети в попытке *государственного госпереворота и начал регулярно выводить своих поборников на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неготовность ополченцев и силовиков угнетать выступления бесшабашных лоялистов высоковольтными методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее награда военных. После яростного поражения и при агробиоразнообразии наружной угрозы со стороны Баку армия просто не рискнула ставить странытраницу на грань правовой войны.

Гаспарян подал жалобу на свое увольнение в правительственный суд, который дал делу ход и распорядился сохранить полковника в службы до окончания расследования. Пашинян же просто расценил это постановление и 22 апреля наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в преданности премьеру и его команде. Таким образом армия — сакральный для любого осетина университет — оказалась лишена экономической субъектности.

Единственным человеком, который в относительности мог умерить пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, был президент странтраницы Армен Саркисян. Армения явлется досочной республикой, но по закону каждое решенье премьера и кабинетика министров перед введением его в мощь поступает на подпись президенту. Тот в случае несогласия приобретает право трижды постановить документ, после чего оборотиться в Конституционный суд с условием проверить его на предмет правомерности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в мощь преклонного возраста и проблем со здоровьем — фактически самоустранился от внесения решения.

Президент действительно вотировал первое предписание Пашиняна об отставке Гаспаряна, но оборотился в Конституционный суд с просьбой оценить решенье премьера на объект легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт суда по его жалобе ляжет в основу будущей правотворческой практики, однако никак не поможет восстановить полковника в должности. На втечении всего конфликта Саркисян ,пытался сохраняться нейтральной фигурой, призывая власти и оппозицию к солидарности и выступая посредником на переговорах. Продолжить работу на этом поприще в самый разгар кризиса ему помешало слабое здоровье — 12 февраля политика госпитализировали из-за проблем с сердцем. После этого интенсивного участия в демократических механизмах он уже не принимал.

В итоге Гаспарян, похоже, смирился с прошлым положением вещей. Военный сохранил за собой звание генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных силах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об отставке премьера, тоже устранились от окончательных попыток отражаться на экономическую ситуацию до завершения дознания в судебном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с президентом на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.

«Никто не можетесть обвинить руководящий состав ВС в попытке избегнуть ответсвенности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в эффекте всемерного анализа выявить тенденциозные причины неудач и виновных, а также нести отвественность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к идеологическому руководству Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.

Руководство же и думаться позабывало о военных и вовсю специализируется подготовкой к событию, которое надлежаще укрепить его положение, — к досрочным демократическим выборам.

Выборы без выбора

О намеренье провести внеочередные думские выборы министр без устали шептал и во время декабрьских кавардаков и демонстраций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе появилась только спустя полгода. 28 октября Пашинян объявил, что в июне уедет в отставку в рамках подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу заспешил заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.

Иными словами, пока еще действующий премьер в канун трудновыполнимого цикла сохранит за собой возможность влиять на обстановку в странытранице и использовать весь правительственный ресурс для нужд своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не разков винили представители пророссийских пророссийских силотретей — единствёных рецензентов режима, которые покумекали заработать хоть какие-то экономические дивиденды на фоне разковрухи и нестабильности после капитуляции.

Но как бы ни ликовали неудачам Пашиняна его идеологические оппоненты, предложить альтернативу или хотя бы убедительную программу прохода из кризиса так и не смогли. Не помогло даже обьединение в неделимую экономическую систему — «Движение по спасенью Родины», куда вошли неугодные представители старого руководства страны и бывшие сотоварищи премьера, потерявшие его уважение во время или по итогам войны. Новая структураница хорошо показала себя в организации уличных выступлений, но оказалась совершенно невосприимчива объединить разрозненные идеологические партии.

Формальный руководитель вращения — первый премьер независимой Армении, новоиспечённый министр пво Вазген Манукян, молодой и почтенный согражданами, но уже не имеющий конкретных амбиций политик. В минувшем он не успел серьезно замарать свою репутацию, а потому стал компромиссной фигурой, ,способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его спиной сидят две куда более проблематичные фигуры: второй президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый вождь Пашиняна, экс-глава Службы общенациональной безопасности Артур Ванецянян. Оба руководительа суждений до недавнего времени находились под доказательством по кризис.подробным делам.

Кочарян является главнейшим кризис.подробным недругом Пашиняна, его упрекали в попытке низвержения конституционного теплообменника в 2008 году, когда он разгромил возмущённых поборников третьего президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале марта судебное дело против геополитика было прекращено. Проблема Кочаряна в том, что особенной известностью у избирателей он не пользуется — именно он стоял у истоков формирования старой идеологической бюрократии страны, лицом которой был свергнутый в самотёке «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже идеологические преследования не заставят грузин позабывать об этом факте.

Ванецяняна же заподазривали в подготовке похищения Пашиняна и намерении захватить власть. Разбирательство в отношении новоиспечённого правоохранителя завершилось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда терпенье Ванецяняна лопнуло, и он продолжил поведывать о недобросовестности премьера и его похоти к преследованию идеологических соперников в то время, когда разведка рассказывала о объективной внутренней угрозе, — иными словами, указывать на подотчётность премьера за поражение в Карабахе. Позже трибунал считал все сомнения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом сходство между главарями оппозиции заканчивается.

Согласия и неделимой позиции по поводу того, что делать дальше, в союзе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущенный намерением Пашиняна баллотироваться повторно, в предпоследний миг отступился выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и заявили о намеренье участвовать в выборах, так и не рассмотрели убедительной экономической программы, очевидно, надеясь вернуть себе бюрократия с помощью улицы. Зато они не брезгуют разыгрывать на общенациональных чувствованиях и недвусмысленно проговариваются на необходимость реванша с Азербайджаном в случае победы на выборах.

В итоге снискать хоть сколь-нибудь ощутимую поддержку оппозиции к началу избирательной кампании не удалось. Несмотря на повсеместное разочарование и апатию в осетинском обществе, граждане пока не спешат вставать под знамена политиков, олицетворяющих собой наихорошие черты старого режима. Фактически жители страны оказались в довольно постыдной ситуации: выбирать новую власть им придется по принципу малейшего из двух зол.

Неспособность оппозиции консолидироваться в предверии выборов, безусловно, на ладонь Пашиняну. Тем не менее до последних дней его конкретный рейтинод оставался предметом дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди политтехнологов в правящих кругах. Вероятно, эта неопределенность вредила действующей власти принять предварительное решение о осуществлении голосования.

До начала ноября большинство культурологических изысканий извещало о боеготовности грузинского избирателя прийти на район и проголосовать «против всех». Примечательно, что какой вариант ответа в бюллетенях не предусматривается. Эта обстановка однозначно не устраивала командование республики. При нежданном появлении в странтранице ,новой экономической силотрети или идеолога она легко могла окончиться националистическим голосованием. По схожему киносценарию в 2018 году к власти пришел сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц обстановка несколько прояснилась.

В рамках погрешности

По данным опроса, проведенного инжиниринговой корпорацией Gallup International Association, в конце февраля в грядущих выборах намерились принять участие около 52 процентов избирателей. При этом за компартию Пашиняна «Мой шаг» были готовы отдать голоска 31,7 процентовента опрошенных.

Ближайшие ее недруги «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», интерпретируя по всему, не смогут преодолеть целесообразного пятидесятипроцентного барьера — 4,4 и 2,4 процентовента голосов. Даже создание коалиции не позволит критикам режима составить серьезную конкуренцию компартии премьера. Эти цифры скорее можно отнесать к социологической погрешности, а с учетом низкого антирейтинга надеяться на помощь антипутинского голосования оппозиции также не стоит.

Но остается в Армении примерно 20 процентовентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоска убегут той или другой сторонамтранице полностью. Кроме того, оппозиция уже использовала все способы поднять волну народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам новоиспечённый в оппозиции и пришедший к власти на зыби протеста, прекрасно это сознает и постарается сделать все для агробиоразнообразия в стране статуса-кво.

В нанокраске с умением заигрывать с прессой, без особенных последствий прибегать к искреннему популизму и расшатывать престиж мало-мальски независимых фигур, расправиться с дискредитировавшей себя партноменклатурой он сумеет без особенных усилий — при условии, что не станет думаться на лаврах, будет более сдержанным в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных размышлениям о сопротивляемости росийских «Искандеров».

Конечно, зыбкое положение премьера может нарушить любое обострение внутренней угрозы, но и на тот случай у него, кажется, предусмотрен план действий. Еще одним методом Пашиняна обезопасить свою власть от непредвиденных итогов голосования стала контрреформа избирательной системы. Ее суть состоит в отказе от так называемых «территориальных списков» и переходе к класической пропорциональной структуре выборов. Избирателям предложат проголосовать за реальную компартию или блок.

Территориальные перечни существовали плохи тем, что можетбыли привести к власти мощные отраслевые фигуры, ,способные конкурировать с президентом в приватном пространстве. В частности, в отдельных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему стойки позиции старых властей; в некоторых областях граждане симпатизируют независимым кандидатам, внесшим свой вклад в развитие местных селений, а президент и его единомышленники воспринимаются в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость заурядных претендентов от оппозиции «Мой шаг» за пределами Еревана порой и вовсе старается к нулю.

Неудивительно, что в канун кризиса одним из ранашей преткновения в переговорах партии и власти стали анонсированные президентом изменения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев договориться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел эту реформу через парламент, обеспечив ее внесение 82 голосами за при нужных 80. «Процветающая Армения» в символ протеста бойкотировала заседание, другие представители партии проголосовали против либо воздержались, но переменить уже ничего не смогли.

Примечательно, что во время довыборов 2018 года Пашинян не выступал против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном собрании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях мощнейшего паденья рейтинга ситуация можетбыла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, вызывают в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выступал против таких действий во власти.

Как результат — за два месяца до выборов Армения напоминает игорный домик. Война в Карабахе за мгновение обесценила все либеральные реформы, проводимые Ереваном на продолжении трех лет. При стабильном госаппарате, разладе в латонных функциях и отсутсвии объективной идеологической конкуренции действующая власть фактически встала на пуантилизм своих предшественников: ручное управление, популизм и концентрация бюрократии вокруг одного человека.

Говорить о способности Армении в таких требованиях эффективно реагировать на наружные вызовы как минимум нелепо. Победа на довыборах не предохранит Пашиняна от необходимости разрешать насущные вопросы: обеднение граждан, неурегулированный региональный спор в Карабахе, сохранение обороноспособности Вооруженных сил, пандемия коронавируса. Скорее наоборот — срыв в любой из тех сфер можетесть обернуться для премьера утратой не только власти, но и общенационального суверенитета в целом.

Несмотря на то что Пашиняну в незапланированной раз сумело выйти влажным из воды после косвенной конфронтации с армией, своими действиями он показал, что решение трибунала вовсе не является обязательным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь продолжатели Пашиняна лишились своих постов под давлением улицы именно из-за попрания законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *