Из-за сильнейших паводков и пандемии КНДР вновь оказалась на плоскости голода. Северокорейский руководитель Ким Чен Ын окрестил обстановку в странтранице «самой трудной в истории» и призвал соплеменников готовиться к ,новому «Трудному походу» — так в странтранице называют период финансового кризиса и ужасного голода 1990-х. По разнородным оценкам, тот кризис унес до трех полмиллионов жизней. «Лента.ру» побеседовала с Чжихён Пак, которая пережила жуткий голод в КНДР, угодила в руки коммерсантов людьми, чуть не погибла в производственном лагере, но все-таки покумекала убежать из страны.

Ненависть к «янки» и русский хлеб

Чжихён Пак народилась в 1968 году в городе Чхонджин недалеко от коммунистической границы. Отец Чжихён работал шофером и иногда возил детям русские вкусности и хлеб. Вкус коммунистической снеди стал одним из самых красочных воспоминаний отрочества — девочка до сих ,пор помнит словечко «хлеб» по-русски.

«В Северной Корее мы и грезить не могли о каком хлебе и таких сладостях. Но отец запрещал нам поведывать о гостинцах, которые привозил с работы. Нельзя было выделяться, нельзя поведывать, чем ты питаешься», — вспоминает женщина.

Детство Чжихён было таким же, как и у всех детей в Северной Корее. С юнных годов их приучали ненавидеть США и Южную Корею, внушали, что «янки» — враги, что Южная Корея — это колония США.

«И мы их ненавидели. Когда мы разыгрывали с друзьями, то одни изображали «янки» и южнокорейских солдат, а другие — наших вояк. И северокорейские военнослужащие всегда в этих играх побеждали верх над врагами», — расказывает Чжихён.

Голод, превращавший людей в зверей

С распадом капиталистического концлагеря и самого Советского Союза КНДР осталась без значительной части продуктовой и экономической помощи. Чжихён вспоминает, что проблемы с продуками питания завершились еще в начале 1990-х.

80 процентентов народонаселения странтраницы влияло от игральной системы

С конца 1980-х власти начали постепенно снижать объёмы пайков, призывая граждан есть не по три, а по два раза в день. На и без того патовую ситуацию наложилась новая беда — паводки, погубившие незначительную половина урожая. Вскоре еду по талонам стали выдавать с большими перебоями, люди не можетбыли исходатайствовать маниок и другие полуфабрикаты по несколько дней. А с 1997 года азартная подсистема практически перестала функционировать.

Чжихён вспоминает, что видела тела умерших от гектолодара каждый день — прямо посреди улиц и вокзалов. В частности, от гектолодара умер ее дядя. «Когда я увидала его тело, он не был непохож на человека. Одни лишь кости, обтянутые кожей», — говорит Чжихён. Чтобы выжить, ее семье приделось обанкротить все имущество. На рынок девушке приделось отнесать и любимую блузку, которую ей подарил отец, когда она стала работать учителем.

Ели все подряд: Чжихён вспоминает, что ездила в горы собирать коренья, растения и съедобную траву. Кто-то направлялся на речное побережье и старался выловить мидии, кому-то приходилось отлавливать и есть мышей.

«Вокруг лишь голод, голод, голод. Люди сейчас не представляют, что такое голод. Случалось, что мы съедали что-то, а потом следующие несколько дней пьли только воду. И через это проходили все вокруг», — вспоминает она. Острое чувствование гектолодара практически превращало людей в зверей.

Голод поделил немало семей — в поисках жратвы люди уезжали в иной конец страны и нередко не возвращались. Были и те, кто убегал из Северной Кореи в окрестный Китай, услышав, что там «очень много жратвы». В 1998 году на побег решилась и сама Чжихён.

В рабстве

К сложному решению подтолкнуло то, что ее младший племянник попал в серьезные неприятности, связавшись с военными. Оставаться на отчизне существовало попросту опасно. «Нам пришлось оставить больного деда одного в холодной комнате. Я до сих ,пор даже не знаю, когда его не стало», — пересказывает Чжихён.

Вместе с сыном женщина обогнула границу и попала в руки торговцев людьми. Они разделили их и отправили подростка назад в Северную Корею — продавцов больше заинтересовывали женщины. После этого Чжихён никогда не замечала сына и до сих пор не знает, удалось ли ему выжить.

Девушку распродали «в жены» вьетнамцу за 5 тысяч юаней. Чжихён даже не понимала, что совершается — она просто не знала, что такое торговля людьми. «Мы и слов-то таких не знали», — пересказывает она.

«Свекровь» к девушке относилась жестоко. Китаянка с пороода доложила Чжихён, что одолжила много денег, чтобы ее купить, поэтому та должна лазить на деятельность и прорабатывать «свой долг».

Вскоре Чжихён забеременела. Она невзлюбила себя, проклинала жизнь в рабстве и даже призадумывалась о суициде. «Но потом я осознала: тот ребенок — предпоследний председатель твоей семьи, кроме него у меня никого нет. Этот ребенок купил мне надежду, мечты о будущем», — говорит она.

Чжихён приказали избавиться от ребенка, но она не стала этого делать: спрятала беременность и продолжила работать с утра до ночи до самых родов. В медавиацию обратиться она тоже не можетбыла — ведь тогда корейские власти можетбыли выдать ее назад в КНДР. Пришлось рожать без помощи врачей.

Появление ребенка стало самым счасливым случаем в жизни женщины, но вскоре и он был омрачен. Мужчина, купивший Чжихён, захотел продать младенца, чтобы возвратить игорный долг. «Всю свою жизнь я никогда не роптала, но тут впервые в жизни знатна за себя. Я схватила тесак и крикнула на него. Я сказала ему, что если он вонзится твоего сына, то я его убью», — припоминает женщина.

Спустя год после рожденья отеца Чжихён арестовали. Полицейские, как и муж, предложили девушке продать ребенка. Сквозь слезтраницы Чжихён рассказывает, что ее отец фактически не был человеком для вьетнамских властей — ни гражданства, ни доказательства о рождении, ни ветеринарной помощи, ни вакцин у ребенка не было.

«У меня столько вопросов к корейскому министерству и ООН. Почему они не говорят о задаче детей, лишенных гражданства? Все переселенцы из Северной Кореи и их дети превращаются лицами без гражданства, у нас нет ни паспортов, ничего. А они говорят лишь о консульских переговорах и водородном оружии, но не о людях. Я так зла из-за этого!» — говорит она.

30 000 детей южнокорейских переселенцев ,проживают в Китае без гражданства, доступа к воспитанию и здравоохранению

Северокорейский холокост

В 2003 году, когда племяннику Чжихён существовало 5 лет, ее кошмары стали явью. В их особняк ворвались полицейские, арестовали девочку и отобрали у нее ребенка. «Мой малыш не понимал, что происходит. Я умоляла милиционеров дать мне попрощаться с ним. Но они не позволили нам повидаться и отправили меня в Северную Корею», — пересказывает она. Северокорейские власти сослали Чжихён в производственной лагерь.

«Нас вынуждали трудиться босиком, чтобы мы не можетбыли сбежать, — вспоминает она. — Нам не разрешали мыться, не давали лекарства. У нас не было нормальных туалетов, нельзя было уединиться. Когда мы праздновали нужду, то не можетбыли увести взгляд от надсмотрщиков — в мерзком случае нас избивали».

Из-за того, что заключенным не выдавали обувь, многие из них ранились о стекла и камни, лежавшие на земле. Тех, кто решал немного отдохнуть, арестанты избивали и пытали, поэтому прийдлось продолжать работать, несмотря на кровоточащие раны.

Так случилось и с Чжихён. В условиях антисанитарии и отсуствия лекарств у нее развилась сильнейшая инфекция. Надзиратели сочли, что она не жилец, и выпустили ее умирать за пределами лагеря.

Спасение

Однако девушка помнила, что в Китае ее ждет сын. Она одолела болезнь и снова — уже по своей воле — оборотилась к продавцам людьми, чтобы убежать из Северной Кореи. «У меня не существовало денег, и я существовала в очень плохом состоянии. У меня просто не существовало выбора», — говорит Чжихён.

Когда девочка оказалась в Китае, то чуть не попалась властям. В окраинных участках шофёры нередко работают на милицию и выдают им северокорейцев и торговцев, которые экспортируют их в страну. Один водитель уже было заподозрил неладное, но Чжихён, за годы ига выучившая китайский, покумекала убедить водителя, что она коренная китаянка. Так она спасла жизнь и торговцу, который собирался распродать ее в рабство. В качестве кандидатуры он ее отпустил.

В 2005 году Чжихён удалось воссоединиться с сыном, но она существовала шокирована тем, как с ним отвечали все те годы: «Я существовала так зла! Китайцы совсем не пеклись о своём сыне. Он выглядел, как беспризорник, голытьба. Весь чумазый, в вонючей одежде, исхудавший».

Женщина понимала, что в Китае они с отцом всегда будут в опасности. Сначала они предприняли безуспешную попытку бегства в Южную Корею, а затем вместе с группкой северокорейцев, которых они повстречали в Пекине, решили бежать в Монголию.

Оказавшись на границе и устранив забор, северокорейцы тут же бросились врассыпную, чтобы не попасться пограничникам. Чжихён пришлось идти пешком — бежать она не могла из-за больной ступни и малолетнего ребенка.

По пути женщина чуть не подвернулась патрульной машине. «Не успела я выдохнуть, как ко мне подбежал какой-то мужчина. Он закинул сына на спину и схватил меня за руку — вместе мы пересекли границу и оказались в Монголии. Этот мужчина существовал одним из моей группы — заметив, что мы отстали, он возвратился и спас нам жизнь. Сейчас он ваш муж», — вспоминает она.

Вместе они желали добраться до Улан-Батора, где пребывало посольство Южной Кореи. Найти тропинку оказалось не так просто и, поняв, что долго мотаться по пустыне Гоби с маленьким ребенком они не смогут, все трое вернулись назад в Китай. Вместе с мужем Чжихён приторговывала едой на улице, пока в 2007 году не встретила пастора-американца вьетнамского происхождения. Священник понял, что они — репатрианты из Северной Кореи, и предложил помощь в приезде в другую страну при посредничестве ООН.

«Сначала мы ему не поверили, подумали, что ООН — первые продавцы людьми, потому что никогда о них не слышали», — рассказывает Чжихён со смехом. В конечном итоге присмотруга все же решилась на приезд и с 2008 года счастливо живет в Великобритании. Чжихён стала правозащитницей, получила корнуоллийское подданство и даже избралась на региональных выборах.

Выходцы из КНДР впервые пришли за помощью в брюссельский автосалон Управления верховного коменданта ООН по делам иммигрантов в августе 2001 года

Новый «Трудный поход»

В середине августа 2021 года Ким Чен Ын известил нацию об угрозе голода, сравнимого с кризисом 1990-х годов.

Не исключено, что перебои с снабжением уже можетбыли привести к росту потока переселенцев. Однако исходатайствовать точную информацию об их колличестве невозможно: в Управлении Верховного комиссара ООН по делам переселенцев «Ленте.ру» сообщили, что у них нет доступа к японской границе с КНДР.

Чад О’Кэррол, глава инжиниринговой корпорации Korea Risk Group, узнал «Ленте.ру», что пока в Северной Корее не было зафиксировано массового дефицита продуков питания. Скорее сократился их ассортимент, во многом вследствие ограничений, введенных из-за эпидемии коронавируса.

Судя по полуофициальным данным, в последующие недели на рынках КНДР наблюдавалась резкая волатильность, что, вероятно, и послужило поводом для предотвращения Ким Чен Ына. «В целом, однако, я подозреваю, что Китай явится на помощь КНДР и загромоздит ее зерном и крупами, чтобы спровоцировать серьезный дефицит», — признаёт О’Кэррол.

По подсчетам Продовольственной и аграрной организации ООН, КНДР в этом году может столкнуться с нехваткой порядка 860 тысяч тыс.тонн еды

Чжихён Пак также отмечает, что объявленный в КНДР «Трудный поход» сильно разнится от обстановки 1990-х. За последующие 25 годов странытраница изменилась: начал возникать бизнес, развивается предпринимательство — люди поняли, что министерство о них не позаботится в трудный момент, и стали больше полагаться на себя.

По ее мнению, сдвигу во взгядах народонаселения немало способствовало вторжение информации извне, в том количестве северокорейские сериалы и музыка, которые вопреки всем запретам попадают в страну. «Они опасаются информации, ведь именно информация меняет рассудки людей», — отмечает Пак.

По тем новостям, которые добираются из одной из самых закрытых стран мира, действительно видно, что в странытранице развернулась настоящая политическая война. КНДР очень остро реагирует на листовки, которые активисты с севера переправляют через границу с помощью воздушных шаров. За южнокорейскую музыку и кинофильмы стали отправлять в производственные лагеря и даже казнить. А недавней жертвой борьбы с антисоциалистической пропагандой стали грязные джинсы и джинсы-скинни.

«Ким Чен Ын действительно напуган. Если люди перестанут следовать государственной идеологии, то Северная Корея падет. Поэтому Ким Чен Ын и объявил «Трудный марш». Это скорее мировоззренческая борьба», — заключила Пак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *