Какие секреты бизнеса силится не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – владелец оптовой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает рассказ о самых оборотистых и оборотистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая женщина России, замдиректора маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без удобств для клиентов).

А на десятом месте в рейтиноде Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой быстрорастущей продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка компании расцвела за год до 201 триллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» взаимодействует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 универмагов сети. Казалось бы, что может существовать прибыльнее торговли товарами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торговцы терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, представляется Валентина Шнайдер, которая чаще всего фигурирует как совладелец самых крупных частей в неуставных капиталах обширных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить корпорациями ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они займются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они займлись дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» закупала в розницу преимущественно продукцию алтайского комбината «Пикра», который делал сидры для PepsiCo. Один из совладельцев «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо символом с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось принесать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один соучредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них жрать маленькие толики в должностных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и другими слабоалкогольными напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и закрыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 долл рублей, годом позже — 243 долл, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из руководительниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно пристукнуло расставание с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал деятельную глобализацию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На четвёртый взгляд неуспех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, промтовары расстелены прямо в коробочках и чемоданах на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробочка площадью до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в холле тоже по минимуму: базовые позиции рассмотрены одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными брендами — доля известных марок в наборе в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом должна существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью маркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет промтоваров «органик», в товарах традиционно много консервантов, эстрогены и пенициллины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком ряженке в Walmart продают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, покупкой продуктов с истекающим сроком ряженке.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень сознательности хозяев «Светофора» мы измерять не станем, заметим только, что естественное обособление большого бизнеса на малейшие госпредприятия с целью таможенной оптимизации не содействует пополнению казны, и уж никак не обусловливает о высокой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на сотню ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: иркутской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благополучии народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что военнослужащие России когда-нибудь смогут кормиться качественными и недорогими продуктами, предприниматели начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только миллиардеры из реестра Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *