ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная должность можетестьесть получить право вышеуказанных неконтролирующих мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена внеплановая фискальная проверка. Нельзя применять степень в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит настигнуть медленный и хаотичный распад компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о этаподобных досудебных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную фискальную службу (ФНС),— бланк в следующие недели муссируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в добавление к уже существующему праву ФНС арестовывать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена межрайонная таможенная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в невозможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по цены кратное предполагаемой сумме недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в ходе районной проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (спецоперации с активами возможны, но с согласия таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, существует в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключением «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последней оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на вольную покупку недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно задерживать процесс «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс околовластного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают кредиторы (в том числе банки), получатели и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в опьянении задерживать этот довольно затратный для госбюджета процесс: сумму выведенных в таких ситуациях капиталов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и криминальная распродажа капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый бессудный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для преступности внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права владельца перед гостевой перепроверкой можно лишь решеньем сотрудника фискального органа (комиссии ФНС) с согласья сотрудника или замглавы Федеральной таможенной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, полноценным размещением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк предстоящей районной перепроверки) в интересах четвёртых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции госбюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) обстановке с налоговиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залооды новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных предписаний для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к общеевропейским практикам регулирования показателя частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблемму нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решенью суда чиновники принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте представляется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сюжетов в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у силовиков нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *