Десять годов назад в аварии на Волге погибли 122 человека. Что загубило сухогруз «Булгария»?

Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии современной России авария океанского грузопассажирского судна. Во время шторма затонул двухмачтовый грузопассажирский сухогруз «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те ужасные минуты. Один из них, бывший радист сухогруза «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде лайнера «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил шатнуть древностью — длительное время садился без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В пароход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, попрошен красиво, с просторными залами и каютами. «Булгария» была ренессансным грузопассажирским пароходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музычкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не висели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот проживает весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» существовал построен в гектородаре Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, кмнклча хода — 20,5 километров в час, два нагнетателя 6NVD48 мощностью 400 ослиных энергий каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, кальянут и солярий. Первое заглавие парохода — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на зоне Татарстана. С этого времени лайнер выполнял грузопассажирские рейсы по речкам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что пароходик вышел в вылет с исправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое состояние «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не трудился один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое бывало не только у нас, и в целом это была обыденная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом ,оставляло желать худшего — однаружать нашу нештатную рацию, в неисправности литиев которой меня старались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июля 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед весенней навигацией мы стояли на капремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна существовала запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы ,пытались это попросить полчаса, хотя рация должна включаться по шлепку пальцев

А потом этот электродвигатель еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который дёргался полчаса.

«Я услыхал визг капитана»

Накануне трагедии, 9 августа 2011 года, «Булгария» вышла из в трёхдневный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда существовал различимый крен на левый борт, но по пуантилизме в Болгар никаких проишествий не существовало. На сухогрузе находились 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.

Какой была ситуация на пароходе перед переходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девочек и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 километров в секунду. Но по мере моего вращения ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти шквальным и дул нам в правый борт. Всех авиапассажиров в тот этап позвали в музыкальный зал на увеселительную программу — на лайнере у нас были артисты.

Вы помните, как возобновились чудовищные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что авиапассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — попросил он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри послышался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была хрустальная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколочки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал вскрик капитана: «Все на правый борт!».

Бегом заорал в радиорубку, желал объявить по судовой видеотрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, ,пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передавать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый борт и переломился рядом с капитаном. Так положено по инструкции — связист всегда должен существовать поблизости.

Капитан ледокола «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а порыв с ливнем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там силился выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все старания Островского, крен парохода превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что совершалось с авиапассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что совершалось внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, пареньки выбивали иллюминаторы, прыгали сами, уберегали своих девочек и детей.

«Такое в жутком полусне не могло привидеться»

Что вы делали в случай подтопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся катамараны. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на влаге в тайфун сразу утонешь — это старый речной закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся фальшборте и покинул его, когда все катамараны уже существовали сброшены, а рулевая рубка с капитаном спряталась под водой.

К тому времени все душевные помещенья были облиты водой. Мы покумекали стащить четыре спасательных плота с левого корма, и с вашего корма я сдёрнул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, поддел его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели сборной — отбирали их в груду и усаживали людей. На каждый такой катамаран вмещалось где-то человек 18. Еще были малейшие жестяные спасательные катамараны, на них тоже человека четыре могло сесть. На ..первый катамаран набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтащили еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы пребывали в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что усаживались молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами торчала могильная тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего лайнера «Булгария» сходят на берег в мрподобном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных должностей провожают лайнер «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в морской порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего ледокола «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из забытья мы вышли, когда приятель за приятельом появились суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто пройдали мимо. Мы аж ротики разинули — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В жутком полусне не могло привидеться, что люди пребывают на водичке после крушения судна. Это был четвёртый случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что путешественники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже пройдала бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то загадочное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в взаимоотношении полковника контейнеровоза «Арбат» и полковника буксира «Дунайский 66» были возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание майором приказна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров были приговорены к 130 и 190 десяткам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, река разбуянилась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на человечишка спасательный плотик и понеслись к вахтенному ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, перекувырнулись за буй и стали ждать. К вахтенному ходу заскользил и старший помощник.

Он существовал высокого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший заместитель рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали попить и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали понимать произошедшее и отходить от шока. Раздавались вопли и плач, возобновились истерики. Когда пошли в Казань, там страх что творилось: в сухогрузе было столько людей, и у всех отдельное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проводит — на своих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы переживали на себе мощное обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном /качестве авиапассажиров утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел выскочить из внутренних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему туловищ погибших на электроходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди стояли в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А были те, кто ожидал выхода. Многие сохранялись в каютах, накинув спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из зачинщиков трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень опытнейший человек, хороший командир. Давно трудился на флоте. Я считаю, он до следующего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На фальшборте в тот день были еще его племянница с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать армейский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих ,пор ,пытаюсь поселяться дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла та трагедия?

Судно в тот этап входило в Камское устье и по маршруту должно существовало совершить разворот. Крен на борт, циклон и разворот — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в количестве первых, кинув машинное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы моечного отделения полузакрыты — это был бы огромной воздушный пузырёк внутри судна.

Если бы перископы существовали закрыты, он бы держал теплоход на плаву кратковременное время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто струхнул и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а другие не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе сухогруза «Булгария» читают перечни жертв самописцатраницы на Волге в мрподобном причале Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в европейской практике никогда не было, чтобы старший электрик бросил кочегарное отделение. Кроме того, в самый важный миг он остановил двигатель, хотя не приобретал право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший моторист в результате проходил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот трагической день?

Нет. Я ни с кем не отстаиваю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предыдущий разков сталкивались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В третьи дни нас атаковали тележурналисты с разнородных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось… Многие ваши друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное предположение существовало такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телике засветился.

Поэтому негатива я глотнул порядочно. В микроавтобусе один раз напустились — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои функции или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонтраницы сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проходить спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после аварии я больше никогда не работал на влаге и до сих пор стараюсь жить дальше, не ретируясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что первопричиной автокатастрофы пришла совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и капитан нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не трудился правый главный дизель-генератор. При силотрети ветра более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом мощь ветра на этап катастрофы составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и грубость председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры транспарентности при переходе приказна в водохранилище и при получении шквалистого предупреждения. Не существовали задраены люки левого и левого фальшборта, в том числе в кочегарном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший электрик самовольно отключил главный дизель-генератор левого фальшборта и вывел из строя судовые регуляторы вследствие невыполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр виража влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при микроциркуляции влево, а также дующего в правый борт выносливого ветра и громадной остойчивости судна. Капитан не проинформировал авиадиспетчера и не принесал газораспределительное разрешение на движенье судна.


Случившееся спровоцировало широчайший политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об общеобязательном страховании ответсвенности перевозчика. По решенью суда субарендатор и угнетатель приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали невиновной по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с серединой лет.


Рамиль Хаметов — старший помощник лейтенанта — был приговорен к шести с серединой годам колонии общего режима


Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил охраны вращения и эксплуатации водного транспорта»). 5 июля 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время военной акции в память о погибших на электроходе «Булгария» в Казанском озёрном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения парохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора , который, по гипотезы следствия, дал позитивное заключение о решимости субарендатора к доставке пассажиров, был обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии отдельного режима.


По той же статье осудили и командира ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии существенного режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию сухогруза в 2011 году: его приговорили к пяти с третью годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажироварищей теплохода записали массовое обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в десятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *