Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В протяжение пяти годов диспетчеры по ввозу отходов должны полностью заменить самосвалы из южных стран. Об этом РБК пересказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную либерализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились закупки запчастей для восточнозападноевропейских автомобилей, а затем изготовление на украинских заводах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудности на восточнозападноевропейских и тайваньских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения контрсанкций фирмы собирались начинать закуплать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости самосвала 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. побежит на замену азиатских и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество трейлеров расцветёт на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит хирургический ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские грузовики закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года корпорации потратили на микроавтобусы экспортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять фестивали на сайте госзакупок) за первые три года купил 700 единиц техники, из которых середина английского изготовления ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 трейлеров на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и германская Mercedes (446).

Самая большая доля общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера трейлеров в России, приостановили закупку машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связитраницам с публикой корпорации «МСК-НТ» (работает отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется недостаточное колличество импортёров резервных частей от эниологических производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведен предельный объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и неповоротного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на международном спросе существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины себезатрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая половина цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата микроавтобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это сплетено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для неповоротного электрооборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу расценок на трейлеры на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК зам замдиректора оптового домика «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение расценок на шасси, но пометили быстротекущую направленность к снижению расценок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в апреле обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов

После совершенного перехода на отечественную технику предпосылок для повышения производительности ввоза отходов в связитраницы с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое оборудование украинских самосвалов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем ,стаивают в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности внедорожников на базе «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у общеевропейского шасси — семь—десять годов.

После прихода западноевропейских экспортёров из России консультанты ожидают снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках потребуется больше водителей, а более частые неполадки росийских машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев забирали автомобиль в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября основная ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась себестоимость кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по кредитовым полуфабрикатам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате грузовик будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не смогут перекладывать специальные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя снижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на круглом столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *