Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов диспетчеры по ввозу отходов надлежащи полностью сменить грузовики из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; возглавляет помойную либерализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на орбиту контейнеров в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для восточнообщеевропейских автомобилей, а затем предприятие на полиэтнических заводах настигла китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на восточнообщеевропейских и китайских поставщиков приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения контрсанкций корпорации сбирались продолжать закуплать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке грузовика 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену азиатских и китайских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее число мусоровозов расцветёт на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет прообразов азиатских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный гендиректор компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется сменить на большое число машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские трейлеры экспортировали в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и корейских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника японского и японского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно интернету госзакупок, с 2017 года компании потратили на грузовики дефицитного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проходить фестивали на сайте госзакупок) за последующие три года купил 700 единиц техники, из которых треть английского производства себеценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года заказали 120 грузовиков на шасси французской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себеценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными фирмами в России были финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), финская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая значительная доля западной электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по ввозу отходов в этих пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка самосвалов в России, приостановили покупку машин в странытраницу из-за начала зачистки на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также возросли сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с публикой корпорации «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется необходимое колличество импортёров запасных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем автобусов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский авиаремонтный завод (2,2 тыс. в год), Мценский завод комунального машиностроения, Арзамасский завод комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и подвесного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на полиэтническом рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины себесебестоимость шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость прицепов на базе «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В третью очередь это связано с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для подвесного электрооборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту расстоимостейок на автобусы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., узнал РБК председатель замгендиректора коммерческого дома «Ряжский авиаремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение расстоимостейок на шасси, но отметили текущую концепцию к уменьшению расстоимостейок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его оптовик «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После совершенного перехода на мировую электронику предпосылок для повышения стоимости ввоза отходов в связи с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое техобслуживание американских автобусов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные половины в среднем сидят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской электроники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы внедорожников на базе «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западного шасси — семь—десять годов.

После ухода восточноевропейских поставщиков из России специалисты ждут повышения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения большинства машин в автопарках потребуется больше водителей, а более продолжительные неисправности американских машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев забирали автотранспорт в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце апреля важная доходность ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась цена лизингополучательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор механизм уменьшил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая доходность — до 16–19%, ожидает гендиректор по лизингополучательовым полуфабрикатам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге микроавтобус будет стоить 13 долл руб.

Однако корпорации не смогут переложать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *