В России стартовала масштабная реформа системы госзакупок

Участники рынка поддержали её со вежливым оптимизмом. Они уверены, что конкурсные операции станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений жрать второе дно, грозящее загубить богоугодные намеренья законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законутах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых подвижных систем международного законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве моментов они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная корректировка пройдала в 2014 году. Она в том числе в разики увеличила количество способов выполнения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь громадное разнообразие, по предположению участников рынка, лишь запутывает, вредит развитию конкуренции и создаёт правоприменительные бреши для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, отнестся снижение числа неценовых способов поставок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях закрытые продажи и продажи у непреходящего импортёра будут и далее проводиться в картонной форме.

Кардинально уменьшится большинство документов, целесообразных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём аутсорсинга потребуется только при закрытых рыночных процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится неделимая универсальная структура досудебной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.


На позавчерашний день для каждого вида продаж работают свои специальные условия для претендентов на победу. После вступления в силу поправок участники всех торгов и торгов должны будут подтвердить опыт выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за следующие три года. При этом стоимость исполненной ранее купли надлежаща составлять не менее 20 процентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в базарах нечестных субподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в отрасли дорожных ремонтов и дорожного строительства субподрядчики укрупняют аукционы до суммы в 50–100 миллиардов рублей и выше. Тем самым на проявлененте отсекаются фирмы, не обладающие желательными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой отрасли руководитель негосударственной компании.

Такой метод используется и в других отраслях. В качестве образчика приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга базарах по закупке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка классических вратарей и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии доказывали конкуренты.

Ещё одним улучшением станет сокращение общеобязательной толики продаж у субъектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последний участок направлен на становление малого бизнеса и отрасли странтраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение обязательной доли госзакупок у предикатов малого предпринимательства понизит маржа этого мафиозного бизнеса.

– Если из тех 25 процентов до объективных малых предприятий закрутится хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока участники рынка пытаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к доработке подзаконной правоприменительной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном портале проектов подзаконных правоприменительных процессов проект поправок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле покупок промпромтоваров американского происхождения» и № 2014 «О оптимальной общеобязательной доле покупок росийских промпромтоваров и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга призывают отменить ограничения на поставку для нужд органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они используются в структурах полуавтоматической обработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, половин устройств сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году нуженость введения ограничений на продажи дефицитных запоминающих устроений и прочих устроений хранения данных, руководители Минпромторга говорили, что какой шажок нужен для обслуживания охраны данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из дискриминационного реестра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетитраниц связи или для прочих проводных сетитраниц». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство международных мобильных телефонутов так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устроения и фотоаппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетиотретях связи». Согласно *государственному классификатору, в их большинство входят следующие устроения: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том большинстве с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие длинноволновый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого формуляра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на поставку другого врачебного оборудования. Действующий вариант бланка обязывает за счёт бюджетных средств поставлять для больниц в 2021 году не менее 30 процентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок увеличивает эти цифры до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные внесения прикоснутся некоторых других видов врачебного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *