Губернаторы удаются длать деньги на реформе утилизации отходов и заведут её в тупик

В следующее время строительство гидрометаллургических заводов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный завод может не только помочь разрешить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных правительственных субсидий.

Самым мелким теннисистом здесь явлется аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также видную роль в создании будущего рынка утилизации мусора играют чиновники. Кто-то старается пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно пересказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень значимый факт: даже если все данные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше млрд рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они просчитаны на самовозгорание 18 млн тыс.тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть быть сожжён с точки зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство ,новых МСЗ приведёт не только к открытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 ,новых.

Потому, когда разморишь на эти цифры, возникает вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гомона было вокруг раздельного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём погребений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство ,новых космодромов для хранилища отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единствёным новаторством станет состав учредителей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки положили под свой контроль буржуазные структуры, связанные с градоначальниками городков, причём, как правило, небольших, или главами поселковых районов. И ничего чудесного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В итоге командованию больших городков можно было не заморачиваться этой тематикой (они выделяли земли под более непривлекательные объекты – коммерческие центры и многоквартирные комплексы). А уж до уровня мэров мусорно-свалочная тема не опускалась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали рискованными катализаторами протестов, то ли бизнес отраслевого и отраслевого масштаба углядел на помойном рынке колоссальный потокай денег, который растворяется в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью гипотетических помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема свалок теперь на личном контроле у многих мэров. И так совпало, что в помойный бизнес пошли ,новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образчик невмешательства краевых властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в прилюдное поле благодаря уголовному делу против бывшего градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – биография там гораздо шире и требует отдельного рассказа. Так или иначе, но обмелели многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы действуют в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала местная свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке существовала чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса присоединились районные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано увозить мусор за 36 километров от города на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие требования не подписывались и быстренько порвали договоры, что привело к помойному кризису – ящики во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные власти быстро нашли освободителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус общероссийского оператора по отношению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» принудили передним количеством заключить договор с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» завизировало договор о безвозмездном использовании помойки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом предыдущий в качестве компенсации выпадающих дивидендов принесал из краевого госбюджета господдержку в 32 млн рублей. Заодно мэрии Сосновского района из области существовало спущено разъяснение проложить к космодрому асфальт за региональный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из местного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся заступничеством региональных чинуш. Но самое главное – от этих пертурбаций не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево был явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не была решена, зато нужные фирмы освоили бюджетные деньги да ещё исходатайствовали денежный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки апанасенковца Дубровского, в суде был окончательно установлен факт подкупа региональных чинуш с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский был оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые бюрократии заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,нового полигона. Однако мэрия ,нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, жалуясь на то, что коэффициенты проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет разворовываться какое-то время за счёт сужения и реконструкции. А для строительства ,нового полигона с сортировкой и переработкой отходов мэрия апанасенковца Текслера разрабатывает ,новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях показываются всё новые извещения о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают контракты на ввоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безнравственных подрядчиков, которые сгружают автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по извещениям столичных СМИ, образовались горы житейского мусора на улице 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не намереваются ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт региональных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут ввозить отходы? Согласно законам, принятым в самотёке помойной либерализации, каждый субъект РФ надлежащ складировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае задача не в законах и не в нехватке зон под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал рассрочку в реализации помойной либерализации и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако бюрократии города не желают отдавать денежный поток в чужие руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *