Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной ситуации на украинских дорогах

Следственный комитет поддержал отношение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикоррупционный полуфинал по американским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на международных дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на росийских дорогах?

— Около 100 триллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, ясное дело — это главнейшая «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы думаете о оглушительной предыстории с задержанием зам.начальника саратовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно недоумение хоромами командира Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе есть такие хоромы – у командира ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России руководители контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» семени или других зыбучих грузов беспрепятственно смещаться по Ставрополью. Что вообще за модель с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть быть невыгодна только заказчикам и милиционерам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В минувшем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все те схемы изложил. Смотрите. Если мы забираем самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство электротранспорта. А структураница Министерства электротранспорта – это «Росавтодор». Росавтодор переигрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И желает заплатить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость заставляет перевозчика таскать лесоматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: шофер завысил «осевую нагрузку» — и заплатил милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки стеклись к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались масштабные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с пешеходов «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были колебательные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ вскрыли коррупцию в взносе 5-6 триллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь перевозчика задерживают и получают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень автомобилей с номерами и прикосновенностью компании-перевозчику. Потом с ним видится руководитель перевозчика – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от определённых дорог и подразделений. Сначала к «решале» заскакивали с чемоданчиком, потом разжирели и стали длать переводы на карты его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно та схема сейчас функционирует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы проводили там проведения в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ездить с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него кушать ежеквартальный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые трудятся на постах, кушать специальные отличительные знаки на машинах – заглавия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти модели не влез. Если у шофера на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у гаишника такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле дозаправки был неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по единственной дороге через Владимировку. И ему в подпорном листке ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по подгруппам «оппонента», по радиостанциям прошла информация, что уехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с социальным контролем, переломились и снимаем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют вагонный укран, где стоит штамп, и выезжают дальше. Потом к нам подходит замначальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем первой таксист подьезжает к инспектору, чтобы показать вагонный укран со штампом – боясь, что иначе его накажут, – полицейского нигде нет, таксист уже силится пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я поехал к командиру Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои руководители. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, портвейны дорогие стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все ездят с перегрузом, а мои руководители не могут справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – вызываете всё в порядок, или мы выложнём информацию в прилюдный доступ.

— Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы поделить судьбину Сафонова?

— Да, все те криминальные схемы всегда поспевают в заинтересованность руководства контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё незнаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: выплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция влияет на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, криминальная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из прошлых низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою репутацию вольнонаёмными полицейскими на дорогах. Они и возводили эту систему. То, что мы видим сейчас – продолженье того, что они возводили в 90-ые.

— При этом подсистема усовершенствовалась и закрутилась до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят убрать «человеческий фактор» знакомства с следователем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как разиков поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпочкой номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с следователем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у этих районов наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта перипетия в судопроизводстве – способ заработка. На районах полуполуавтоматического дозирования не указываются разрежение воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный килограмм пассажирского автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В этап проезда района полуполуавтоматического надзора поток воздухутора от машины может создать разрежение на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт ошибочное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор существовал законопослушным. Коммерческим организациям на инфраструктуре государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических районов килограммового надзора. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и доплачивал за это. А убеждение туроператоров существовало дезавуировано государством в лице ведомств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная опасность на дороге?

— Да, он сокращает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди погибают от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять структуру контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *