«Витязь-Аэро» четвёртым столкнулся с санкциями Росавиация

Росавиация пригрозила широкомасштабно выслать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после последовавших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые вратари рынка воспринимают как путь попытки испускания фирмы большим игроком, считая им «Аврору». В самой «Авроре» опровергают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, далёкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим корпорациям необходим.

Росавиация 4 февраля предупредила кураторов авиакомпаний о невозможном «ограничении некоммерческой организации эксплуатантов, вплоть до аннулирования сертификатов». В частности, «Камчатскому бомбардировочному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными судами которых этим летом произошли катастрофы с человечьими жертвами, указали на невозможность улучшить степени по обеспечению транспарентности полетов.

С октября Росавиация проводит проверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий предписаниям региональных авиационных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам первоисточника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный перевозчик не устранил несоблюдения в полном объеме. В ведомстве от комментариев отказались.

Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин доложил “Ъ”, что фирма подала в Росавиацию отчет об устранении выявленных несоблюдений в полном объеме 1 сентября.

«Движения по нему нет, все это время авиалиния несет убытки, почти всех сотрудников послали в отпуск,— возмущается он.— То пить у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или пить интересант, который хочет прихватить рынок перевозок на Дальнем Востоке?»

Возможных интересантов он назвать затруднился.

Таких голкиперов может быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается затратным и ликвидным активом, добавляет специалист Института макроэкономики автотранспорта и автотранспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие культурные маршруты, не отличаваются такой убыточной небанковской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристических маршрутах и поисковом обслуживании. Приостановка его диплома возбуждает удивление, говорит специалист: выявленные несоблюдения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение цены перевозчика может оказаться выгодным для многих интересантов, которые хотели бы развивать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.

Ряд собеседников “Ъ” в отрасли величает в качестве необходимого клиента «Витязь-Аэро» авиакомпанию «Аврора». Эти умозаключения первоисточник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет сверхзадачи отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет торговые трубопроводные рейсы, обеспечивая социальную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” сосредотачивается на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе отмечает и директор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как оному у нас нет»,— растолковал он “Ъ”.


«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” вероятный интерес крупных туроператоров к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малой авиации в регионе.


Он отметил, что в 2020 году две его фирмы принесали около 1 млрд руб. субсидий — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 долл руб.), но их никто не удаётся захватить. «В “СиЛА” при объёме в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 долл руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не любопытна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая выручку завысила 420 млн руб. при прибыли в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП те индексы составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по неодинаковым оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных транспортировок на Дальнем Востоке, до 90% всех экскурсионных рейсов и около четверти поисковых транспортировок.

Основатель и совладелец «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в регионе рыбопромышленный и экскурсионный бизнес. «Если взять компанию и не договориться с турбизнесом или не договориться с перевозкой лодочников — предприятие не срастется,— признаёт исполнительный ректор “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес понадобилось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к отрасли хлебосольства на Камчатке вырос на фоне пандемии и снижения межгосударственных турпрограмм: «планы по формированию турбизнеса были у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая сооружает там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что ,новая авиакомпания «Камчатка» (учредитель — структураницы застройщика Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба футболиста «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни выходным талоном для развития бизнеса».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *